Агрессивное поведение подростков

Содержание
  1. Агрессивное поведение подростков
  2. Причины
  3. Профилактика
  4. Коррекция
  5. Агрессивное поведение подростков: как поступить?
  6. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
  7. Природные особенности носителей анального вектора
  8. Как возникает агрессивное поведение у ребенка с анальным вектором
  9. Коррекция агрессивного поведения подростков и детей
  10. Агрессивность подростков: другие причины
  11. Профилактика агрессивного поведения подростков и детей
  12. Агрессивное поведение подростков – подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция
  13. Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии
  14. Основные причины подростковой агрессии
  15. Психо-коррекция агрессивного поведения подростков
  16. Профилактика агрессии у подростков
  17. Почему отмечается агрессивное поведение подростков
  18. Общее понятие негатива у подростков
  19. Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка
  20. По каким причинам возникает раздражение у подростков
  21. Проявление враждебности у ребенка и ее причины
  22. Психологические особенности школьника
  23. Агрессивное функционирование и его формы
  24. Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков

Нынче нередко сплошь на улице можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли.

Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка.

Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее.

Такая реакция способствует развитию у них агрессивности и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога.

Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители. Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения.

От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание.

Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции.

В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов. Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой.

Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания.

Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях.

Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной).

Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Профилактика

Профилактической работе асоциального поведения среди молодежи уделяется в системе образования достаточное внимание. Проблема агрессивности среди молодежи считается наиболее рассматриваемой на собраниях в школе. В образовательных заведениях проблемными школьниками занимаются психолог и социальный педагог.

Агрессивное поведение подростков чаще отмечается в кругу школьных проблем. По этой причине педагогам стоит быть внимательными к школьникам и, обнаружив изменения в детском поведении, следует отслеживать негативные проявления, чтобы искоренить агрессивность на ранней стадии.

Работа психологической службы нацелена на профилактику противозаконных действий, на предупреждение развития подростковой агрессии.

При всей квалифицированной помощи педагогов, родители являются главными людьми способными воспитать правильно ребенка и не превратить его в агрессивную личность.

Поэтому работа по предупреждению развития агрессивного поведения должна проводиться, как среди школьников, так и среди родителей. Совместная работа даст хороший результат и будет действенна.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие эмпатии;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.

Источник: http://psihomed.com/agressivnoe-povedenie-podrostkov/

Агрессивное поведение подростков: как поступить?

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков и детей часто ставит нас в тупик. Пугает и беспокоит. Причиняет огромную боль — особенно мамам. Твой малыш, которого нянчила с пеленок, на которого тратила все силы, вдруг становится неуправляем. Кричит и сквернословит, проявляет агрессию в семье и к другим людям. Что делать?

Воспитателям и педагогам тоже бывает нелегко найти подход к проблемным детям. Постоянные драки в школах и агрессивное поведение детей в детских садах становятся повсеместной социально-педагогической проблемой. Что же происходит с нашими детьми и как им помочь?

Причины агрессивного поведения детей разного возраста раскрывает тренинг «Системно-векторная психология». С его помощью родители и специалисты находят ответ, как и почему формируется агрессивное поведение у детей, и могут разрешить и предотвратить эту проблему.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

То, что мы обобщенно называем агрессивным поведением, может иметь различные формы и совершенно разные психологические причины, например:

Ребенок, которому с рождения заданы свойства кожного вектора психики, еще в дошкольном возрасте может выражать недовольство через злость и скандалы. Если он носитель кожно-зрительной связки векторов, то скандалы сопровождаются бурными истериками.

Причина такого деструктивного и на первый взгляд тоже агрессивного поведения обычно в том, что ребенок не может получить желаемого. При этом кожный ребенок всегда отходчив, быстро переключается, особенно если получает что-то. С ним нетрудно договориться — он гибкий и адаптивный. Так что по-настоящему агрессивным поведением это трудно назвать.

Настоящая агрессия как она есть возникает только у носителей анального вектора. И выглядит совсем иначе.

Мальчиков и девочек с такой проблемой выдают насупленные брови, тяжелый взгляд исподлобья, упрямство и неспособность идти на компромисс.

Агрессивное поведение проявляется в желании оскорбить, унизить — то есть нанести удар словом. Также свое агрессивное поведение дети начинают проявлять и физически.

Пока такой малыш еще мал, его агрессивное поведение не всегда беспокоит взрослых. Мы списываем происходящее на так называемые возрастные кризисы и ждем, когда ситуация выправится.

Но когда ребенок становится младшим школьником, в условиях группы и общих школьных правил его агрессивное поведение становится заметным. Это вызывает негативную реакцию учителей и тревогу родителей.

Тогда приходится искать психологическую помощь для ребенка, например тренинги с агрессивными детьми.

Тренинг Юрия Бурлана объясняет: корни агрессивного поведения стоит искать в раннем детстве, в возрасте до 3 лет. Чем раньше родители обратят внимание на эту проблему — тем легче и быстрее будет ее исправить.

Однако справиться с агрессивным поведением ребенка можно и в более старшем возрасте. Начать в любом случае стоит с того, чтобы разобраться, как и почему оно формируется с детства.

Природные особенности носителей анального вектора

От природы обладатели анального вектора — неторопливые и обстоятельные. Такие детишки стремятся сделать все тщательно и на совесть. Скрупулезно возятся с каждой пуговкой на кофте.

Методично выводят каждую закорючку в альбоме. Когда они растут в оптимальных условиях — об агрессивном поведении нет даже речи.

Ведь от природы для них очень важно быть лучшим сыном или дочкой, получать одобрение и похвалу от мамы.

Носители анального вектора малоподвижны, склонны больше посидеть на диване с книжкой или планшетом, чем бегать с ровесниками на улице. И метаболизм у маленьких домоседов такой же: замедленный в сравнении с остальными детьми. На горшке они сидят подолгу, бессознательно желая очистить организм до конца, до точки. Этот процесс имеет для них особенное значение.

Если ребенку с такими особенностями дают достаточно времени на физическое очищение — у него и психологическое развитие складывается благоприятно.

Он растет перфекционистом в хорошем смысле слова. Стремится каждое дело сделать идеально, довести до конца. В его психике навсегда складывается стремление к чистоте во всем: в речи, в отношениях с людьми, в репутации. В будущем из него может вырасти прекрасный аналитик, профессионал, способный в бочке меда найти каплю дегтя и очистить ее.

Такой ребенок действительно может вырасти лучшим сыном или дочкой, стать отличником в школе. Быть самым преданным и лояльным членом общества, настоящим защитником женщин и детей. Для этого малышу нужны благоприятные условия развития:

Ему нужно больше времени на выполнение любой задачи. Нельзя торопить или подгонять его. Тогда ребенок не проявляет упрямства или агрессивного поведения. Он абсолютно лоялен ко взрослым и стремится идеально сделать любое дело.

Лучший мотиватор для такого малыша — заслуженная похвала. Игрушки и подарки не дадут ему психологического комфорта, а вот мамины теплые слова одобрения — лучшая профилактика агрессивного поведения.

Процесс очищения организма для такого ребенка — залог будущего психологического благополучия. Малыш должен иметь возможность проводить на горшке столько времени, сколько ему нужно.

Тогда биохимические процессы его мозга сбалансированы, и он испытывает психологический комфорт. Получает чувство защищенности и безопасности, необходимое для развития.

И в будущем проблем с агрессивным поведением у него не будет.

Как возникает агрессивное поведение у ребенка с анальным вектором

Агрессивное поведение у таких детей формируется, когда их постоянно торопят, подгоняют. Обычно это бывает, когда психологические свойства мамы не похожи на те, что заданы ребенку.

Например, мама с кожным вектором психики — быстрая, подвижная, стремится к активному образу жизни. Желая малышу самого лучшего, она беспокоится, что он растет таким увальнем, медвежонком, маленьким «тормозом». Ей кажется, что это недостаток, с которым важно бороться, пока малыш не вырос.

Сама того не осознавая, мама наносит большой ущерб такому ребенку, если:

Торопит и подгоняет малыша в любом деле. В результате он не только не прибавляет скорости, а наоборот — начинает впадать в ступор. Он реагирует упрямством и агрессивным поведением на любые попытки мамы переделать его природную скорость реакций.

Скупится на заслуженную похвалу, проявляет раздражение негативными словами о том, что ребенок «тормоз», ничего не успевает и т. д.

В этом случае ребенок не получает желанного одобрения, не чувствует себя «лучшим» в глазах мамы, а наоборот, постоянно слышит ее негативную оценку своих особенностей.

На этой почве растет тяжелая обида на мать, которая позже может проявиться в агрессивном поведении к ней и другим людям.

Самый большой ущерб такой малыш получает, когда его «срывают» с горшка, торопят в процессе очищения организма. Этот процесс становится корнем будущего агрессивного поведения. Сначала возникают физиологические проблемы — запоры и меняется биохимия мозга.

Ребенок переучивается испытывать наслаждение не от очищения, а от задержки стула. Когда после длительного запора организм все же требует очищения — оно связано с сильной болью. И каждый раз требуется преодоление боли, чтобы ребенок смог наконец-то испытать приятные чувства облегчения и очищения, получить чувство психологического комфорта.

Это на долгие годы фиксирует бессознательную связь «больно — и только потом приятно».

То, что складывается на физическом уровне в раннем детстве, позже становится психологическими особенностями и приводит к агрессивному поведению.

Например, поначалу ребенок выражает сильные чувства к маме, кусая ее или сильно сжимая в объятиях, так что ребра хрустят. Принцип «больно — потом приятно» бессознательно управляет его поведением во всем.

Понравившуюся одноклассницу он тоже может ударить, обозвать или проявить агрессивное поведение любым другим способом.

Так агрессивное поведение закрепляется и дальше идет по нарастающей. Причинение ущерба другим (вербально и физически) вызывает наслаждение, причины которого не осознаются. Что делать?

Коррекция агрессивного поведения подростков и детей

Агрессивное поведение детей пугает и обескураживает родителей. Но хорошая новость в том, что именно мама и есть тот человек, который максимально может повлиять на состояние ребенка. Избавить его от агрессивного поведения, которое мешает жить среди людей.

Тренинг Юрия Бурлана раскрывает, что с рождения и до окончания пубертата дети имеют мощную психологическую связь с матерью.

Причем до 6-7 лет эта связь выражена в абсолютной мере: состояние ребенка полностью зависит от того, как мама его воспитывает, и от того, как она себя психологически чувствует. Частично эта связь остается и до завершения подросткового периода, и влияние матери очень значимо.

Ни одна мама сознательно не желает малышу вреда, однако невольно может стать причиной его агрессивного поведения. Это происходит, если:

  1. Мама не осознает психологических отличий ребенка от своих собственных, воспитывает его без учета врожденных свойств его психики. В этом случае агрессивное поведение обусловлено теми причинами, что описаны выше.
  2. Мама сама испытывает психологические проблемы. Сколько ни крепись, невозможно заставить себя быть спокойной и терпеливой, если все внутри клокочет от раздражения или трясется от страха. Даже если внешне вам удается сдержаться — ребенок все равно бессознательно воспринимает ваши плохие состояния и может реагировать агрессивным поведением.

По этой причине тренинги с агрессивными детьми без участия мамы никогда и ничего не дают. Для решения проблемы нужен тренинг, который позволит маме сделать свое влияние на ребенка максимально благоприятным. Эту задачу комплексно решает тренинг Юрия Бурлана:

  1. Мама получает детальную информацию об устройстве психики ребенка. Современные дети обладают свойствами сразу 3-4 различных векторов. Чтобы справиться с агрессивностью детей и выбрать оптимальную модель воспитания, нужно понимать свойства каждого вектора.
  2. Мама получает возможность избавиться от любых негативных состояний: депрессий и страхов, раздражительности и обид. Получает высочайший уровень стрессоустойчивости. Это позволяет постоянно сохранять внутреннее равновесие и радостное состояние. Благодаря этому агрессивное поведение ребенка постепенно уходит.

Вот что говорят о своих результатах родители, которые навсегда разрешили проблему агрессивного поведения своих детей:

«…Дочь. Я наконец-то понимаю мою дочь, у нас совершенно новое взаимопонимание — и это во время подросткового периода.

Лекция по уретральным девочкам открыла мне глаза на ее поступки, я научилась не бояться за нее по пустякам и стала доверять ее «стае». Лекция по зрению научила меня адекватно реагировать на ее эмоциональные раскачки, как и на мои, впрочем, тоже.

(После звуковой лекции плакала часами от осознания ущерба, нанесенного ее психике в раннем детстве мною и воспитателями)…»

Жибек А., Мюнхен, Германия

«…У меня реально меняется круг общения, сына подростка как подменили, дома тихо, хожу улыбаюсь всем и мне улыбаются искренне, появилась подруга, очень тянется ко мне…»

Лада К., медсестра, Санкт-Петербург

У детей дошкольного и младшего школьного возраста агрессивное поведение с легкостью уходит в результате того, что тренинг прошла мама. А что делать, если речь идет об агрессивном подростке 15-17 лет, у которого связь с матерью почти утрачена? В этом случае с письменного согласия родителей подросток, проявляющий агрессивное поведение, может слушать тренинг вместе с матерью.

Агрессивность подростков: другие причины

Тренинг Юрия Бурлана не только раскрывает все нюансы агрессивного поведения в анальном векторе психики.

Он дает исчерпывающее объяснение, почему у большинства детей, с любыми свойствами, в подростковом периоде поведение меняется не в лучшую сторону.

Агрессивное поведение подростков может возникать, когда родитель не осознает, какие драматические перемены происходят в психике ребенка в пубертате.

Обычно мы объясняем происходящее простым способом: «гормоны играют». Но что происходит в мыслях и чувствах ребенка? Чем вызвано его отторжение от родителей и агрессивное поведение?

  1. Дело в том, что до полового созревания ребенок естественным, природным образом получает чувство защищенности и безопасности, а также пропитание от своих родителей.
  2. В период полового созревания ребенок постепенно психологически отделяется от матери и отца. Ему предстоит выработать свой способ получать ощущение безопасности — через выполнение своей роли в жизни общества. Среда ровесников становится для него естественным приоритетом. Местом, где он пытается подтвердить свою самооценку. Попытки взрослых навязать в качестве приоритета родительскую семью могут вызвать агрессивное поведение и еще большее отторжение.
  3. Мальчики пробуют себя в своих видовых ролях: кожники — как лидеры и организаторы, носители анального вектора — как тыловики и защитники и т. д. Девочки начинают «теребить платочки», то есть брачеваться, стараться понравиться мальчику. Ведь защищенность и безопасность базово женщины получают от мужчин.

Без понимания этих психологических процессов родители недоумевают: что стало с их замечательным ребенком? Была идеальная дочка, а теперь стала агрессивным подростком. Шипит как мегера, едва кто-то выдаст нелестную характеристику ее новому парню. Но системно ситуация понятна: за агрессивным поведением девочки стоит всего лишь бессознательное желание — выполнить свою роль.

Агрессивное поведение мальчиков тоже возникает в том случае, если родительский контроль или давление мешают им осваивать новую роль в обществе.

Профилактика агрессивного поведения подростков и детей

Агрессивное поведение детей и подростков всегда имеет глубокую психологическую природу. Если ее понимать, то найти ключ к поведению каждого ребенка не трудно. Для носителей любого вектора психики есть свои ценности и приоритеты, свои мотиваторы и демотиваторы.

Зная их, взрослые могут с легкостью обходить острые углы в воспитании, избежать агрессивности детей и построить с ними глубокие, теплые, доверительные отношения. Множество открытий о причинах агрессивного поведения ждут вас уже на бесплатных вводных онлайн-лекциях.

Автор Евгения Астреинова, психолог
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Системно-векторная психология

8 Апр, 2018 Комментариев: 0 461
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/sistemno-vektornaya-psixologiya/agressivnoe-povedenie-podrostkov-i-detej/

Агрессивное поведение подростков – подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

Агрессивное поведение подростков

В последнее время СМИ: телевидение, Интернет и газеты, часто стали муссировать тему: «Подростковая агрессия», наряду с подростковой жестокостью в отношении сверстников, учителей и не способных постоять за себя взрослых: женщин, пьяных мужчин, стариков… (см. причины детской агрессии)

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?
Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное, анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например, подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.

Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Помните, что именно родители (и другие авторитетные для ребенка лица), их отношения между собой и с ребенком, играют первостепенную роль в образовании агрессивного поведения подростков.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии.

Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями.

(установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

Профилактика агрессии у подростков

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и детская агрессия — возможно понадобится консультация детского психолога или семейного психолога.

Консультация подросткового психолога (для родителей и родителя вместе с ребенком-подростком)

Помощь семейного психолога (гармонизация семейных, детско-родительских отношений)

Помощь психоаналитика (работа с подсознанием и бессознательными импульсами, провоцирующими агрессию у подростков)

Бесплатная психодиагностика, тестирование взрослых и тесты для подростков

Психологический журнал: советы и рекомендации родителям и подросткам

ВоспитаниеДетиОтцы и ДетиПодрастающее поколение

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/podrostkovaya-agressiya/

Почему отмечается агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни.

Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние.

Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи.

К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и озлобленным бывает не только взрослый человек, но даже воспитанник детского сада. Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников.

Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

Общее понятие негатива у подростков

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность.

Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания.

Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия.

Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам.

Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное отклонение от нормального образа действия. Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы.

Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю.

Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста агрессивный ребенок становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от отношений в семье. Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов.

Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное отношение родителей к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек.

Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка.

Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. Переходный возраст — это время противоречий со всем миром.

В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности.

Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте.

Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность.

Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным.

Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является особенностью действия мальчиков. Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность.

Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Источник: https://roditeliz.ru/school/agressivnoe-povedenie-podrostkov.html

Люблю жить!
Добавить комментарий