Что делать, если у ребенка нет друзей?

Содержание

У ребенка нет друзей

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Именно с раннего возраста закладывается коммуникабельность и способность налаживать рациональные  контакты, заводить взаимовыгодные связи. В это период перед родителями встает довольно серьезный  вопрос: как сделать так, чтобы ребенок правильно общался, легко заводил дружбу с окружающими, и не только с одногодками, но и с детьми старшего возраста.

Как помочь найти друзей

Часто перед родителями встает такая проблема, что с их ребенком  никто не хочет заводить  дружбу. В садике с ним не играют в группе, на детской площадке не делятся игрушками, в школе не общаются и т.д.

  • Чтобы успокоить ребенка, родители отмахиваются и говорят ему не общаться с такими друзьями, мол, не хотят и не надо. У тебя есть родственники, которые всегда будут с тобой играть, что бы ни произошло. Именно таким способом родители приучают его к замкнутости, и ему в будущем будет тяжело налаживать контакты с окружающими. Если такое происходит, необходимо побеседовать с малышом и помочь наладить коммуникацию.
  • Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что дети могут  быть очень застенчивы, здесь большую роль играет наследственность. Необходимо взять ребенка за руку и подойти к другим малышам. Необходимо помочь ему познакомиться, предложите какую-нибудь простенькую игру. После того, как  вы установили первичный контакт между детьми , ваше участие должно быть исчерпано. Дети разберутся и продолжат общение самостоятельно.
  • Каждый вечер следует обсуждать с ребенком прошедший день, что он планирует на следующий. Необходимо интересоваться его жизнью, а не контролировать ее. Спрашивайте про одноклассников, одногруппников. Если вам будет известно, как складываются отношения у него с окружающими, вы всегда сможете дать дельный совет. Можно рассказать о своем детстве, друзьях, увлечениях, играх, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Иначе говоря, вы должны делиться своим опытом, а не навязывать его. Все дети берут пример, в основном, со своих родителей, и именно такое общение будет крайне полезным.
  • Иногда можно организовывать у себя детские вечеринки. Предоставьте право выбора ребенку, кого приглашать, а кого нет. Родителям, в свою очередь, можно пригласить родственников приглашенных детей.
  • Если у вас взрослое  мероприятие и   в гости пришли  знакомые, не отправляйте малыша в свою комнату, пусть побудет вместе со всеми и почувствует себя полноправным членом семьи. Многие темы его заинтересуют, пусть поговорит со взрослыми. При любом раскладе, он всегда сможет тихо посидеть около вас с игрушками.

Проблемы в школе

Как оказалось, школа – не самое спокойное место, в жизни ребенка появляются различные проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ему было проще их преодолеть.

Психологами  выделены  некоторые  причины отсутствия друзей у ребенка. Если у него были друзья в садике и во дворе, значит навыки социального поведения у него в норме. Есть некоторые внешние причины, по которым ребенок не может завести школьных друзей.

У детей в младшем школьном возрасте, до третьего класса, нахождение друзей происходит по ситуативному типу. Живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители общаются между собой. Любой причины достаточно, чтобы стать друзьями.

Чтобы привести ситуацию в норму, возможно, достаточно будет, забирать ученика из школы попозже, чтобы он смог провести время после уроков с одноклассниками. Или можно, например, чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, что позволит детям познакомиться поближе, пока взрослые разговаривают.

Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте, такие приглашения воспринимаются абсолютно нормально. 

У младших школьников на формирование мнения большое влияние оказывает учительница.  Необходимо выяснить у ребенка, как учитель строит отношения с ребятами.

Не исключено, что он разделяет учеников на успевающих  и отстающих, и ваш ребенок попал в категорию плохих, с которыми остальным общаться нельзя.

Стоит серьезно поговорить по этому поводу с учителем, от нее же нужно добиться, чтобы она при всем классе сказала, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.

Травля одноклассниками

В пятых-шестых классах, присутствует такое явление как моббинг. Это когда дети сплачиваются против кого-то одного. Виноват в такой ситуации всегда класс, а не ребенок-изгой. Чтобы он ни сделал, авторитета ему не вернуть. Слабак так и будет объектом для насмешек, даже если подтянется на турнике больше всех, а над отличником все будут смеяться, даже  если он будет получать двойки.

Такое явление, как моббинг, характерно в тех школах, где кроме учебы, учителей больше ничего не интересует, и поведение учащихся пускается на самотек.  Дети испытывают удовлетворение от сплочения против кого-то, такова особенность психологии «незрелой» группы. Развитые коллективы делятся на несколько, враждующих между собой групп, что является более здоровым явлением.

В наше время, когда нет классных часов, пионерии, различных сборов и прочих внеурочных мероприятий, моббинг становится серьезной проблемой. В одиночестве с ним не справиться. Нужно поднимать вопрос в родительском комитете, с классом должны проводить занятия психологи, чтобы научить, что нельзя самоутвердиться за счет кого-то, а уживаться нужно группой, в которой найдется место каждому.

Всем известно, как болезненно для ребенка остаться в одиночестве. Что делать, если нет друзей?

Если у ребенка нет друзей

Можно следовать некоторым правилам, и тогда ситуация изменится в лучшую сторону.

Открытость

Любая  дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о том, что они хотят стать друзьями. Чтобы ваш ребенок с кем-то подружился, вам нужно показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет интерес к нему, выражает  открытость к дружбе.

Детям дошкольного возраста проще, они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребенок с ними дружить. Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность прямо и открыто. Особенно застенчивые дети испытывают с этим  определенные  проблемы.

Когда  незнакомый  малыш скажет им «привет», они отворачиваются и молчат, или бормочут что-то невразумительное. Это происходит от того, что малыш чувствует себя стесненно, но другие дети понимают это как нежелание общаться.

В таком случае очень сложно найти друга, и ребенок может остаться в полном одиночестве.

 Как поступить в такой ситуации?  Можно научить проявлять открытость хотя бы в приветствии. В таком случае хорошо помогают ролевые игры, когда малыш практически воспроизводит  линию своего поведения и поведения другого ребенка.

Необходимо объяснить, что приветствие – это дружеский зрительный контакт, улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы другой ребенок тоже это слышал. Имя человека, произнесенное за приветствием, сделает его  более личным.

Комплименты

Это еще один способ, достаточно простой к тому же, который выражает  готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству.

Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: « У тебя красивый свитер», или «хороший гол» ребенок  может сказать однокласснику, играющему в футбол. Можно сказать однокласснице, которая рисует, что у нее красивые рисунки, это откроет новые возможности для дружбы.

Доброта

Даже самое малое проявление доброты может быть хорошим способом для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы.

По некоторым исследованиям, иногда дети пытаются «покупать»  друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят, и возможно даже потеряют уважение.  Пытаясь дружбу купить, можно приобрести совсем не то, чего хотелось бы.

Доброта – это манипулирование другом, оказание не преднамеренного влияния  на него. Бывает, что маленькие дети увлекаются до такой степени, что настраивают своего друга играть только с ними. Если другой ребенок преследует другие цели, то такая дружба ему скоро надоест.

Возможно, понадобится помочь ребенку попытаться выражать свою симпатию менее навязчиво.

Похожесть

Дружба может и не возникнуть от того, что дети живут рядом, учатся в одном классе или ходят в одну и ту же секцию. Специалисты установили, что в большинстве случаев, дружба возникает между детьми, которые считают, что они похожи друг на друга. Дети легче заводят дружбу с детьми одного пола, возраста, и национальности.

Также, дети могут подружиться на основе интересов, социальных навыков, достижений в учебе или спорте, популярности в коллективе. Так, основным компонентом дружбы является формирование похожести. Данный  термин необходимо разъяснить.

Сходство особо привлекательно, потому что это по нраву детям на эмоциональном и практическом уровне.  На уровне практики, очень хорошо иметь друга, который увлекается  тем же, например, играет в шахматы или решает математические задачи. На уровне эмоций, подобность друга дает ощущение доверия и комфорта.

Задайте своему ребенку вопрос: « Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой  есть что-то общее»? Ответами станут наблюдения ребенка, которые помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми  не означает, что он должен стать клоном остальных.

Но подружиться с кем-то, у кого совсем другие интересы, он тоже не сможет. Дружба начинается с похожих черт характера или увлечений.

Привлечение внимания

Существует несколько стратегий привлечения внимания к себе. Одна школьница рассказала, как по ее мнению можно найти друзей: «Нужно сделать грустное лицо и тогда дети сами подойдут». Такая стратегия одноразова и не является хорошим путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребенку, но не более двух раз. Они хотят быть с такими детьми, которые живут весело и с удовольствием.

Общее веселье

Участие в общем веселье является еще одной составляющей дружбы. Это подтверждается классическим исследованием психолога  Д.Готтмана, который изучал возникновение дружбы между незнакомыми детьми.

Проводился такой эксперимент: восемнадцать детей, от трех до девяти лет, были собраны в одном из домов на три дня, для игры.

В результате обнаружилось, что главным признаком того, что дети подружились, стало то, насколько они были в состоянии поддержать общую игру.

Это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от игры со сверстниками, ребенок должен вести себя так, чтобы другой ребенок тоже играл с ним, мог сообщить о своих предпочтениях или антипатии, избежать любых разногласий, или разрешить их, если они возникли.

Конечно, существует много вариантов, когда игра идет не так, как хочется: дети могут ссориться друг с другом, обижаться, не мириться, не давать или забирать игрушки у других детей, пытаться командовать другими детьми, драться. Все эти ситуации мешают всеобщему веселью.

Но именно способность разрешать и преодолевать такие ситуации делает дружбу детей более успешной.

Источник: http://zhenomaniya.ru/childbirth/vospitanie-detey/kak-rebenku-nayti-druzey-s-rebenkom-ne-hotyat-druzhity

Что делать, если у твоего ребенка нет друзей?

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Проблема эта может иметь три разные причины, а это значит, что есть три основных подхода к ее решению. Бывают, конечно, смешанные случаи, ну так никто не мешает методы совмещать.

 Ребенок некоммуникабелен

Да, это может быть просто свойством характера. Но даже если у тебя, не дай Бог, растет маленький аспи, никто не мешает учить его мелким приемам “как расположить людей к себе”.

Само слово “коммуникабельность” не является синонимом слова “общительность” – общительному коммуникация  нравится, а коммуникабельный ее умеет. Всё умеет: как подойти к тому, с кем ты хочешь пообщаться, что сказать, а какие действия, наоборот, сильно обижают людей и портят отношения. В норме эти вопросы обсуждаются и обкатываются, начиная со средней группы детского сада.

К школе человек уже знает, что дружбу не купишь, но подарок на Новый Год или Восьмое Марта повышает шансы начать общаться с одноклассницей, с которой хочется подружиться, а заступиться за товарища перед лицом противника – опасно, но сулит многочисленные выигрыши (и товарищ заценит, и противники, как ни странно, станут больше уважать).

Если с “заступиться” ты можешь помочь только советом, то вопрос подарка в твоих руках – ребенку можно подсказать и саму идею, и помочь с выбором, и, само собой, тебе придется это оплатить. И именно тебе придется сообразить, какой ценовой категории подарки адекватны именно этому детскому коллективу.

Есть места, где с восхищением примут лист наклеек, а есть такие, где надо приложения к айфону выкупать.

Кстати, деньги и материальные возможности облегчают ребенку коммуникацию только в том случае, когда они не превосходят намного средних значений в именно этом коллективе.

В разных коллективах (школа, секция, команда) эти средние значения могут отличаться, и следить, чтобы твой ребенок не оказался в глазах группы ни нищебродом, ни буржуем, надо тебе.

С ребенком можно это обсуждать, но откалибровать это сам ребенок, скорее всего, не сможет.

Тут не с кем дружить

Этот оборот речи часто используют несимпатичные люди, но нельзя сказать, что на самом деле так не бывает. Бывает.

Класс, в котором сложилась с попущения учителя жесткая стайная иерархия, будет отвергать  новичка, недостаточно гибкого, чтобы стать шестеркой и недостаточно агрессивного, чтобы прогнуть всю стаю под себя.

(По отдельности, дома, это могут быть в 70% случаев совершенно нормальные дети. Но динамика групп иногда строит и такие гримасы). И даже не новичку, а просто тому, кто не хочет ни гнуться, ни бороться за власть, в таком классе будет туго.

Что дело обстоит именно так, легко понять по тому, насколько твоему ребенку легко общаться в других коллективах. Например, на художке все отлично, девочки и мальчики созваниваются с твоим ребенком, дружно едят мороженое после занятий; с детьми твоих друзей – тоже все хорошо; а в классе затык.

Обычно это значит, что надо менять класс. Но имеет смысл обсудить с учителями возможность переформирования класса. Настрой в классе, например, может разительно поменяться на следующий год после ГИА (угадай почему).

Вообще, чем сильнее дети заняты важным для них делом (подготовка к поступлению в профильном классе, спортивные или музыкальные выступления, выпуск внутриклассного анимэ, что угодно), тем меньше у них времени и интереса к бабуиньим играм в альфа-омега.

Так что сильно иерархизированный класс  – это обычно класс, в котором дети много бездельничают. Может, и действительно лучше уйти.

Нет контекстов для общения

А вот это – если, конечно, ребенку еще не тридцать – целиком твоя ответственность. Прошли те годы, когда во дворе каждой пятиэтажки было на выбор три компании ровесников с разными правилами и интересами. Ребенок сам не создаст себе группу, сейчас этим приходится озаботиться взрослым.

Именно поэтому мы должны таскать молодежь  с детского садика на всякие кружки и группы неочевидной полезности, все эти конструкторы, гоночные машинки, шитье платьев для кукол и спортивное надувание мыльных пузырей на объем. Причем выбирать желательно такие, где от детей требуется командная работа.

Театральная студия, кстати, вообще идеальное место с этой точки зрения – и реальной коммуникации хочешь-не хочешь научишься, и изобразить что-то лицом в случае нужды тоже.

 Дети могут даже не стать близкими друзьями в первые школьные годы; важно, чтобы к подростковым годам у твоего ребенка был запас вменяемых ровесников, которым можно послать по вконтактику душераздирающую пикчу, и они ответят что-нибудь в духе “да, систа (бро), ты-то понимаешь как горька жизнь”.  Ты ведь сама знаешь, как это важно.

Ася Михеева

Shutterstock

Источник: https://pics.ru/chto-delat-esli-u-tvoego-rebenka-net-druzej

Что делать, если у ребенка нет друзей в детском саду или школе

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Почему одним детям трудно найти себе друзей, а другие находятся в центре внимания? Как нужно правильно реагировать на постоянные дразнилки сверстников? Что делать, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной? В этом посте разберемся с вопросом, почему у вашего ребенка вообще нет друзей.

Достаточно внимательно присмотреться к ребятам на детской площадке, что заметить, кто из них является душой компании, а кто серый мышонок, а также мишень для насмешек и дразнилок.

С одним ребенком хочет дружить весь двор, а над другим хочется постоянно издеваться. Даже в компании, где всего трое друзей, всегда можно обнаружить лидера, среднего и аутсайдера.

 Дети дошкольного возраста дружить еще не умеют, поэтому роли могут постоянно меняться.

И если Вы вдруг заметили, что приятель вашего ребенка обозвал его дураком, не стоит бросаться на защиту ребенка сразу. Лучше посмотреть, как отреагирует Ваше чадо.

Возможно, что дети сами разберутся в сложившейся ситуации, и уже завтра Ваш ребенок будет превосходить в игре.

А вот в подростковом возрасте роли практически не меняются, поэтому, необходимо, вовремя бить тревогу, если Вы заметили, что Ваш малыш становится постоянной жертвой.

Давайте рассмотрим несколько вариантов воспитания из-за которых у ребенка почему-то нет друзей.

История первая

Пятилетний Саша очень хочет дружить, но никак не может завести ни одного друга. Он знает, что это у него никогда не получится.

Дворовые ребята постоянно бегают, прыгают, лазают по деревьям и сильно качаются на качелях. А Саша ничего этого делать не умеет. Мама всегда говорит ему, что он может упасть, разбиться, сломать ногу или руку, т.к.

лазать по деревьям, и прыгать с лестницы нехорошо, и очень опасно. Саша – это постоянная жертва.

Он никогда не понимает глаз от пола, ходит ссутулившись, он очень редко улыбается и тем более никогда не смеются громко. Всегда, когда он осмеливается заговорить со сверстниками, его голос становится тихим, а интонации заискивающими.

В этом случае мама слишком опекает своего сыночка. Таким воспитанием она препятствует нормально общению Саши с ребятами, а сама мама не может выйти на работу, т.к. по ее мнению ни одна няня не даст ее ребенку должного воспитания и заботы, а о детских садах в их семье не может быть и речи.

Своим поведением Саша постоянно провоцирует сверстников дать пинка, демонстрируя свою беспомощность, слабохарактерность и никчемность. Такая реакция программируется его мамой, которая постоянно напоминает сыну о том, что он обязательно упадет, поскользнется, получит травму. Мальчик не видит у себя ни одного достоинства.

Чтобы преодолеть комплекс жертвы у ребенка, сначала обратите внимание на себя. Перестаньте его постоянно опекать. Нужно отпустить ребенка. Даже у пятилетних детей должна быть своя жизнь.

Предоставьте ему возможность высказать свое мнение, дайте ему свободу выбора. Пусть он сам выбирает то, что хочет надеть на прогулку или в гости, позвольте ему измазаться в песке, или побегать по луже.

Разрешите ему бегать, прыгать и даже падать, не хватаясь при этом за сердце.

Постоянно ободряйте его и поддерживайте. Говорите о том, как он вырос и изменился, каким взрослым и самостоятельным он стал. Учите его знакомиться с другими детьми. Для этого можно поиграть с куклами дома. Например, кукла хочет подружиться с зайчиком.

Как это можно сделать? Конечно же, смело и уверенно. Проговорите всю ситуацию. Как кукла подойдет знакомиться, что она скажет, улыбнется ли новым друзьям, предложит ли вместе покататься на качелях или поиграть в прятки.

При этом необходимо меняться с ребенком ролями.

История вторая

Аня постоянно возвращается домой в слезах и ссадинах. Во дворе девочку не просто дразнят, а даже бьют. Дети, увидев в очередной раз Аню, гуляющую одну, стараются ее задеть. Они постоянно обзываются, а девочка даже не пытается дать сдачи. Она сразу начинает плакать и убегает домой.

Анина мама очень ценит время, когда дочка находится на прогулке, т.к. за это время она успевает убрать квартиру, поболтать по телефону. Поэтому, когда Аня в очередной раз приходит с жалобой, она снова отправляет ее погулять, и просит не обращать внимания на поведение сверстников.

Это поведение такая же крайность, как поведение Сашиной мамы.

Для мальчиков самое опасное – это материнская гиперопека, для девочек же наоборот, больше всего опасно чувство незащищенности и равнодушие родителей.

Если бы мама Иры была более внимательна к своей дочери, она научила бы ее давать сдачи обидчикам. Здесь необходимо убедить ребенка в том, что ребята, которые гуляют во дворе такие же сверстники Иры, которые ни в чем не сильнее ее.

Стоит потратить немного времени, чтобы вспомнить несколько дразнилок-отзеркаливаний из своего детства. Например, «кто так обзывается, тот сам так называется» или «кто зовет других вонючкой, у того в штанишках кучка».

Не очень вежливо, но зато действенно.

Детские обзывалки – это своеобразная тренировка перед взрослой жизнью, когда будет необходимость отстаивать свое мнение. Это полезные навыки поведения в эмоционально экстремальных ситуациях. Получив пару-тройку раз достойный отпор, дворовые ребята перестанут цепляться к Ане.

Дошкольное лидерство, равно как и дошкольное аутсайдерство – это, конечно, не показатель успешности во взрослой жизни. Но помочь ребенку завести друзей, научить учить его общаться – это наша с Вами ответственность и забота.

Источник: https://childguide.ru/chto-delat-esli-u-rebenka-net-druzejj/

Как помочь ребенку найти друзей

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Прежде всего, родителям стоит понять, что проблемы ребенка в общении – это не мелочь, на которую можно не обращать внимания. Дети, которые с трудом находят общий язык с ровесниками, часто становятся изгоями в детском обществе. В дальнейшем это может привести к развитию у них различных психологических проблем и даже психических расстройств.

6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей

Эксперты дают рекомендации родителям, чьим детям сложно устанавливать дружеские отношения.

1. Учите ребенка навыкам общения

Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе.

Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?».

Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.

2. Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру. Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети.

Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей. В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.

Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.

В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.

3. Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников. О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

4. Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости.

Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию.

Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.

5. Не вмешивайтесь в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет.

Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей.

Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.

6. Воспитывайте личным примером

Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, молодые родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе.

Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его.

Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.

Если вы понимаете, что не можете помочь ребенку самостоятельно, возможно, вам стоит обратиться к детскому психологу. На нашем сайте вы можете задать вопросы и получить консультации психолога для родителей.

Екатерина Кушнир

Пройдите тест на определение уровня конфликтности своего ребенка и узнайте, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.

Конфликтен ли ваш ребенок?

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-nayti-druzey/

Детская дружба. Что делать, когда не нравятся друзья ребенка?

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Должны ли родители вмешиваться, если им неприятен круг общения сына или дочери? Можно ли уберечься от негативного влияния? Как помочь, если ребенка обидели те, кого он считал своими друзьями?

О том, какой бывает детская дружба в разном возрасте, нужно ли вмешиваться родителям, читайте в нашей статье Детская дружба: нужно ли учить ребенка дружить

Если друг подает плохой пример

Причин, по которым не нравятся друзья ребенка, может быть множество. Пожалуй, самая распространенная — связана с опасениями, что сверстники научат дорогую деточку чему-то плохому. Эти страхи нередко взращивают воспитатели и учителя: «Ваш сын все глупости за Ивановым повторяет» или «Она как связалась с Машей, совсем учебу забросила».

Бывает, что родители сами предпочитают переложить ответственность за какую-то коллективную шалость на чужого ребенка, рассуждая, что «уж мой-то никогда б до такого не додумался».

Что делать в этих ситуациях?

  • Бесполезно критиковать тех, к кому уже привязался ребенок. Зато можно воспитывать определенные ценности, не упоминая конкретного человека. Фраза «У нас в семье так не принято!» эффективнее, чем «Понабрался всяких гадостей у своего приятеля».

  • На самом деле, зачинщиком проказ может быть абсолютно любой, в том числе наш собственный, тихий и послушный ребенок. Так что спешить с выводами не стоит. Кроме того, ответственность за неблаговидные поступки всегда лежит не только на лидере, но и на его последователях.

  • Когда родители запрещают общаться с неподходящим другом, они тем самым подчеркивают зависимость своего чада от сверстников. А наша задача всеми силами внушить ребенку мысль, что у него есть своя голова на плечах. Он может общаться с кем хочет, но при этом свободен делать то, что считает нужным, а не то, чего от него ждут другие.

    Если друг настоящий, он непременно будет уважать его мнение.

  • Воспитывать в ребенке лидерские качества, которые помогут противостоять чужому влиянию, и даже повести друзей за собой. Учить детку чувствовать чужие манипуляции и противостоять им.

Ребенок из другой социальной группы

Привычки, традиции, речь, способ проводить досуг, как правило, отличаются в семьях с разным уровнем достатка и образования.

Одну маму может шокировать, что подруга дочери сыплет разными «ложит» и «ихняя» или ходит в вытянутых колготках и засаленной куртке.

Другую — будет нервировать, что другу сына ежегодно покупают последний iPhone или возят по заграничным курортам. Родители боятся зависти, потери своего авторитета или «не того» влияния.

Кто-то считает, что его ребенок «слишком хорош» или «слишком плох» для своего товарища, а значит, дружба выйдет непрочной и грустно закончится.

Что делать родителям:

  • Вполне возможно, что дружба с сильно непохожим ребенком, действительно, долго не продлится, но это не так уж и плохо. Главное, чтобы у ребенка было достаточно сил, самоуважения и уверенности в родительской любви, чтобы разрыв с другом не стал очень болезненным.

  • Многие представления о других семьях — не более чем стереотипы взрослых, зачастую не имеющие ничего общего с реальностью. Не все, кто на нас не похож, — плохие люди. Дети в этом смысле могут быть куда мудрее и смотреть на сверстников незашоренным взглядом.

  • Для развития социального интеллекта ребенку полезно общаться с представителями разных социальных групп. Это сделает его более адаптированным к жизни в обществе.
  • Одна Олечка с деревенским выговором не испортит манер Леночки из профессорской семьи в третьем поколении.

    Равно как один мажор Илюха не отнимет ответственности у воспитанного в трудах Пети. Вырасти непохожим на своих родителей — вообще задача трудновыполнимая.

Если друг – агрессор и эксплуататор

Иногда с высоты своего опыта родители замечают, что так называемый «друг» постоянно эксплуатирует их ребенка, к примеру, списывая «домашку», угощаясь конфетами или занимая велосипед.

Они видят, как дочка приходит в слезах, потому что ее приятельница в очередной раз набивала себе цену в компании, отпуская колкости на ее счет, или потерянный взгляд сына, которого подставил «лучший друг».

Первое желание — вмешаться и защитить от такой несправедливости.

Но как это сделать?

  • Мама и папа не могут дружить за своего ребенка; отношения с другими людьми можно строить только самостоятельно. На этом пути неизбежны ошибки, но они делают растущего человека мудрее и сильнее.

    Может, не стоит так уж сильно беспокоиться?

  • Если родители всякий раз «разруливают» конфликты со сверстниками, их чадо так и не научится общаться и выбирать подходящих людей. Более того, такое вмешательство убивает его веру в собственные силы.

Читайте подробнее:

Как воспитать в себе веру в ребенка и его способность быть самостоятельным 

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Поможем ребенку справиться с несправедливостью

  • Нельзя отмахиваться, когда ребенок приходит за советом сам. Проговорите и даже отрепетируйте то, что он хотел бы сказать некрасиво поведшему себя другу.
  • Всеми способами повышайте самооценку ребенка. Учите на своем примере, что значит уважать себя. И, конечно, сами демонстрируйте уважение к нему и окружающим людям. Уверенный в себе ребенок сам прекратит неравноправные отношения.

Читайте подробнее: 10 способов воспитать неудачника

Неумный или неуспешный друг

Иногда родители мечтают, чтобы их чадо водило дружбу с самыми успешными детьми в классе. Мол, с кем поведешься, от того и наберешься.

И когда вдруг в друзьях оказывается ничем не примечательный мальчик или девочка, испытывают легкое (а порой, и сильное) разочарование.

Неужели их драгоценный отпрыск достоин только такой «серенькой мышки»? Может, с ним что-то не так, раз он не может подружиться со «звездами»?

Что должны понимать родители:

  • На деле хорошие отметки и спортивные достижения — отнюдь не то, что делает человека хорошим другом. Возможно, первый отличник класса — совсем неприятный персонаж с человеческой точки зрения, а может быть, просто не близок по духу вашему ребенку.

  • Тихий с виду приятель на деле нередко оказывается кладезем интереснейших мыслей и скрытых талантов. Он может обладать массой неявных для вас положительных качеств, к примеру, умением сопереживать и поддерживать собеседника, или выдумывать удивительные истории и игры.

  • Оставьте в стороне свои фантазии о престижных друзьях и дайте ребенку право дружить с теми, с кем ему комфортно.

Главные правила для родителей на все случаи жизни

Воспитываем представления о хороших друзьях «смолоду», а не в подростковом возрасте. Обсуждаем, что такое хороший друг и достойный человек на примерах из жизни, книгах и фильмах. Усвоенные с раннего детства ценности защитят надежнее любого контроля.

Воздерживаемся от прямой критики людей, которые очень важны для ребенка. Это верный способ испортить ваши отношения, а бонусом получить еще более сильную привязанность к «нежелательному» другу.

Косвенно пытаемся навести ребенка на размышления.

Задаем вопросы: а что тебе нравится в этом человеке? Что тебе дают ваши отношения? Ты ему много помогаешь, а как он тебе помогает? Может быть, ты тоже попросишь его о какой-то услуге? Чему бы ты мог научить своего друга? При этом ни в коем случае не критикуем полученные ответы — ни словами, ни мимикой. Самостоятельные выводы — самые полезные.

Оставляем ребенку право на личный выбор, в том числе и не самых удачных друзей. Позволяем сталкиваться с неприятными последствиями этого выбора, но если друг обидел, не добавляем: «Я ж тебя предупреждал!», а проявляем сочувствие.

Твердо защищаем свои личные границы. Если сын или дочь привели в дом сверстников, которые чрезмерно шумят, ломают вещи, грубят, сидят до поздней ночи и т.д., строго призываем к порядку. В случае неподчинения взрослые вправе потребовать, чтобы таких гостей в их квартире больше не было. Кстати, так они дают ребенку хороший пример, как постоять за себя.

Не шпионим и не контролируем переписку ребенка в соцсетях, но остаемся открытыми для доверительного общения. Ребенок должен знать, что рассказав о проблемах с друзьями, получит от родителей не порцию гневной ругани, а поддержку.

— В исключительных случаях родителям все же придется вмешаться.

К примеру, если «друг» значительно старше, состоит в алкогольно-наркотических, криминальных группировках и может оказывать реальное психологическое давление, чтобы управлять ребенком в своих интересах.

Только нужно помнить, что и в этих случаях контролем и запретами мало чего добьешься. Возможно, стоит обратиться к помощи психолога или правоохранительных органов.

Учимся быть терпимее к тем, кто нам не нравится. Уважительно разговариваем с детьми, которые близки и дороги нашему сыну или дочери. Помним, что иногда взрослые тоже ошибаются в людях.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/9231.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть