Что такое кризис подросткового возраста?

Содержание
  1. Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям
  2. Характерные признаки кризиса у подростков
  3. Основные фазы кризисного периода
  4. Вид кризиса: независимость
  5. Вид кризиса: зависимость
  6. Как помочь подростку в преодолении кризиса
  7. Что такое кризис подросткового возраста?
  8. Подростковый период
  9. Причины проблем
  10. Признаки подросткового периода
  11. Физиологические изменения
  12. Подростковый кризис
  13. Подростковый кризис
  14. Причины подросткового кризиса
  15. Классификация
  16. Симптомы подросткового кризиса
  17. Диагностика
  18. Рекомендации при подростковом кризисе
  19. Профилактика
  20. Кризис подросткового возраста
  21. Характеристика кризиса подросткового возраста
  22. Как помочь подростку пережить кризис?
  23. Кризис переходного возраста
  24. Что такое возрастной  кризис
  25. Какие возрастные кризисы бывают у детей
  26. Причины и признаки подросткового кризиса
  27. Как пережить подростковый кризис
  28. Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям

Что такое кризис подросткового возраста?

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.

Возрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка   считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой.  Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.

Общение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет.

     У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.

  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости — проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Признак кризиса — отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости — признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы:   Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис

  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как   личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html

Что такое кризис подросткового возраста?

Что такое кризис подросткового возраста?

Маленькие дети умиляют взрослых, за ними интересно наблюдать со стороны, как они резвятся и проявляют любовь и нежность. Однако время бежит очень быстро, и крошечный человечек развивается, растет, и достигает подросткового возраста, который является своеобразной границей между детством и взрослой жизнью.

Этот период связан со множеством испытаний, как для самого ребенка, так и для его родителей и близких.

Подростковый период

Переходный период не всегда приносит массу беспокойства родителям и детям, и протекает относительно спокойно. В некоторых случаях возникают небольшие конфликты, связанные с взрослением ребенка. Однако нередко случается так, что этот период становится настоящим испытанием для семьи, которое родителям нужно выдержать достойно, чтобы сохранить, теплые отношения.

Подростковый возраст принято считать с 12 до 17 лет. Детям этого возраста требуется со стороны родителей пристальное внимание, которое в то же время не должно быть замечено ребенком. Чрезмерное внимание может стать причиной возникновения конфликта, поэтому все действия взрослых должны быть аккуратными и деликатными.

Вне зависимости от характера ребенка, к подростковому возрасту нужно быть готовым, так как он может кардинально измениться.

Тихоня может стать агрессивно настроенным человеком, который протестует против всего на свете, а чадо с буйным нравом замкнется для окружающих.

Это возраст таит в себе и другие опасности, так как, согласно статистике, в этот промежуток жизни детей резко возрастает число суицидов, ДТП и заболеваемость ВИЧ-болезнями, что ставит перед взрослыми серьезные задачи.

Построение правильных отношений с подростком и достижение взаимопонимания невозможно без определения причины проблем, возникающих в этом возрасте. Кроме этого, нужно уметь понимать признаки, указывающие на наличие той или иной проблемы.

Причины проблем

Основная причина проблем, возникающих в подростковом периоде жизни детей, заключается в их половом созревании.

В это время происходит не только перестройка организма, но и изменение мировоззрения и взглядов на лиц противоположного пола.

В связи с этим возникает половое влечение, рождаются тайные желания и эротические фантазии, что не может не оставить определенного отпечатка в поведении ребенка.

Изменения, происходящие у подростка, касаются и образа его мышления. Различные детские забавы и интересы отходят на второй план, и ему становятся интересны различные взрослые вещи.

В этом возрасте ребенок делает первые шаги во взрослой жизни или, точнее, приближается к ней.

В подростковом периоде появляется сильное стремление к независимости, которая сочетается с максимализмом.

Молодые люди уверены, что им по силам свернуть горы, а дел, в которых нельзя добиться успеха не существует. Для того, чтобы подростковый максимализм прошел, требуется время.

Некоторые теряют его с возрастом и приобретением мудрости, а другим требуется определенный опыт, как правило, горький.

Основная причина конфликтов между взрослыми и подростками кроется в обоюдном непонимании, и усугубляется внутренним конфликтом ребенка.

У подростка создается ложное впечатление, что весь мир ополчился против него и никто, даже родители его не понимают.

Родители не менее остро переживают страдания своего чада, стараются ему помочь, желая только добра, но, как ни странно, это может стать причиной непонимания их ребенком.

Первая любовь, особенно неразделенная, нередко становится для подростков проблемой. Довольно часто объектом юношеских воздыханий становиться человек старше его по возрасту, что сводит к нулю шансы на удачное развитие подобных отношений. В результате такого любовного опыта сердце подростка разбивается и наступает депрессия. В этот момент ребенку нужна помощь и поддержка, но очень тактичная.

Признаки подросткового периода

Все люди имеют индивидуальные особенности, поэтому начало подросткового возраста может не совпадать с двенадцатилетием. Однако существуют определенные признаки, которые указывают на начало перехода ребенка от детства к взрослой жизни.

Физиологические изменения

С наступлением переходного периода в жизни ребенка его организм перестраивается на физиологическом уровне.

У юношей меняется тембр голоса, и происходит изменение телосложения и формирование половой системы. Эти признаки говорят, что мальчик превращается в молодого мужчину.

У девочки превращение в женщину выражено более ярко. У нее растет грудь, фигура приобретает женственные линии и начинаются месячные, что говорит о ее половом созревании.

Подростковый кризис

Это явление – не обязательный признак наступления подросткового периода. В некоторых случаях он проходит незаметно. Однако, несмотря на отсутствие явных признаков, изменения происходят, что следует понимать при построении отношений родителей с детьми в этом возрасте.

Подростковая перестройка организма ребенка сопровождается появлением новых вкусов и интересов. Это может быть все что угодно: от музыкальных пристрастий до круга общения и еды. При этом новшества не всегда могут носить кардинальный характер, и бывают малозаметными.

В этот момент жизни подросток приобретает новых друзей, и у него появляются свои компании. На этой почве могут возникнуть разногласия детей с родителями, так как взрослым не всегда нравится окружение подростка. В этом случае родителям стоит вспомнить себя в молодости, когда их компании были также не по душе представителям старшего поколения.

Революционные взгляды на вещи и стремление к конфликту присущи подросткам всех поколений. Максимализм и нетерпимость – обязательные атрибуты юности, с которыми нужно бороться путем убеждения.

Избежать конфликтов и скандалов в семье можно, предприняв попытку внушения, что конфликт не решает проблем, а только их усугубляет, поэтому спор можно решить мирным путем, выражая свое мнение иным способом.

Нередко, ребенок замыкается в себе и отдаляется от родных. При развитии замкнутости следует предпринять решительные шаги, направленные на разрушение растущей стены изоляции от общества.

Появление депрессивного состояния у ребенка – тревожный признак подросткового кризиса. Частые депрессии без видимой причины еще не говорят об их отсутствии – просто родители ее не знают. Такие явление считаются нормальными для подросткового возраста, но важно, чтобы они не имели серьезных последствий.

Источник: https://egeriya.ru/online-magazine/29/krizis_podrostkovogo_vozrasta/

Подростковый кризис

Что такое кризис подросткового возраста?

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому.

Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами.

Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости.

У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам.

При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания.

Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.

В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых.

Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного.

Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям.

Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности.

Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам.

От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями.

Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков.

Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет.

В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений.

Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей.

Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером.

Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления.

Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей.

Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики.

Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты.

Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения.

Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/teenage-crisis

Кризис подросткового возраста

Что такое кризис подросткового возраста?

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст.

Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу.

И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют.Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет.

Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности.

И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер.

Характеристика кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях.

В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.
  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане.

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз.

Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности.

Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Как помочь подростку пережить кризис?

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать.

С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей.

Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

Как общаться с подростком? Пожалуй в каждой семье, где подрастает подросток, иногда возникают проблемы с общением. В этот период ребенок полон противоречий и порой неадекватно реагирует на попытки родителей вмешаться в его жизнь. Как быть? В нашей статье вы найдете несколько советов.Подростки с нетерпением ждут дня своего совершеннолетия. Ведь это – начало новой взрослой жизни, в которой не должно быть излишней опеки родителей и в которой молодые люди смогут сами решать свою дальнейшую судьбу. Так ли это на самом деле?
Суицидальное поведение подростков Подростковый возраст – трудный этап в жизни человека, период, когда ребенок задумывается над смыслом жизни и часто находится в борьбе с самим собой и окружающими. Нередко это сопровождается суицидальным поведением. Как распознать и предотвратить склонность подростка к суициду, мы расскажем в нашей статье.Правила существуют для того, чтобы их нарушали. Однако далеко не всегда это так, если речь идет о законе. Но одно дело нарушить по незнанию, и совсем другое иметь образ жизни, который находится на грани дозволенного. Что значит термин делинквентное поведение и кто может им страдать?

Источник: https://womanadvice.ru/krizis-podrostkovogo-vozrasta

Кризис переходного возраста

Что такое кризис подросткового возраста?

В нашем мире нет ничего постоянного, все меняется. В простых системах это происходит быстро, молниеносно, в сложных — медленно, незаметно для нашего взгляда. Наши дети, являясь самым сложнейшим смешением простых и сложных систем, растут неравномерно: иногда замедляясь на длительное время, иногда меняясь буквально на глазах.

Что такое возрастной  кризис

Рано или поздно, под влиянием изменившихся условий, любая система перестает выполнять свои функции и нуждается в обновлении. Такая ситуация называется —  кризис и являет собой завершение действия прежней системы или этапа развития и одновременно началом действия новой системы, нового этапа.Такой переход не всегда происходит без сбоя, некоторой задержки, что и характерно для  кризиса.

Развитие ребенка также происходит этапами согласно возраста и подвержено возрастным кризисам в переходные моменты. Но возрастной кризис — это не болезнь и не отклонение от нормы. Скорее наоборот, это показатель правильного протекания процесса взросления и одновременно индикатор сложного периода.

Какие возрастные кризисы бывают у детей

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в  острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 — 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

Причины и признаки подросткового кризиса

Подростковый возраст — это период между детством и юностью, началом взрослой жизни.

В этот период в организме маленького человека формируются и перестраиваются на новых рельсы сразу несколько систем:

  • само тело подвержено бурному росту и в конечном итоге приобретает формы взрослого человека
  • перестраивается интеллект ребенка из детской наглядно-непосредственной логики в понимание путем умозаключений из предпосылок, свойственной взрослым людям
  • переформатируется нравственная-психологическая и социальная модель поведения из ребенка как неотъемлемая часть семьи в самостоятельного индивидуума, функционирующего в социуме вне семьи.
  • созревает и начинает функционировать половая система, корректирующая поведение и нравственные приоритеты.

Развитие этих подсистем происходит неравномерно, индивидуально для каждого ребенка, их формирование ввиду сложности требует значительного периода времени, что и приводит к длительному кризису в юношеском возрасте или пубертатному кризису. Это является сутью кризиса подросткового возраста.

Развитие каждой из перечисленных систем по своему проявляются и влияют на подростка:

  • Быстрый рост тела на некоторое время делает движения подростка несколько неуклюжими, пока вестибулярный аппарат привыкнет к новым пропорциям. Изменяется голос, появляется растительность на теле и другие, характерные для кризиса, проявления. Все это вносит внутреннее беспокойство в привычную жизнь ребенка, появляется повышенная утомляемость.  Для скорейшей адаптации к быстрому физическому развитию детей лучше всего подходят занятие спортом, спортивными играми. Важно следить за режимом дня, чтобы подростки выделяли для сна положенное количество времени. Следите за полноценностью питания — растущему организму требуются витамины и калории.
  • Процесс преобразования интеллектуальной системы у некоторых подростков приводит к торможению умственной деятельности и, как следствие, снижению успеваемости в школе. Это временные провалы, их продолжительность может доходить до 2 лет. Но если и по истечении столь длительного срока ваш ребенок не вернулся на обычный уровень успеваемости, то скорее он попал под воздействие другого симптома кризиса.
  • Наиболее болезненным и ярко выраженным воздействием подросткового кризиса на ребенка является перестройка психологического восприятия и социальной модели поведения. На практике это означает, что для подростка родители перестают быть безусловным авторитетом. Их приоритетом становится сверстники, тот социум, в котором они вступают в самостоятельную жизнь и формируются как личность. Этот длительный процесс растягивается вплоть до восемнадцатилетия подростка и приводит к разрушению прежних взаимоотношений с родителями. Он усугубляется крайним негативизмом подростка, не желающим более подчинятся воле родителей с одной стороны и неготовностью родителей относится к подростку как к взрослому человеку и по прежнему видящим в нем лишь своего ребенка.
  • Пубертатный кризис — активная фаза созревания половой системы — характеризуется сменой гормонального фона, появления интереса к противоположному полу, формированием своего внешнего образа, проявлениями сексуальности и первая влюбленность.

Как пережить подростковый кризис

Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны — просто так устроена природа этого явления.

Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

Выделяются несколько сценариев родительского поведения во время проявлений проблемы подросткового кризиса:

  1. Будет неправильным пытаться жесткими методами удержать подростка в колее безоговорочного послушания — молодой растущий организм рано или поздно возьмет верх, а вот доверительные отношения могут быть разрушены. Кроме того, вырвавшись из под чрезмерной опеки подросток что называется “срывается с катушек” и просто обречен на негативные последствия.
  2. Не правильными будут и попытки задобрить тинейджера, “подсластить” ситуацию с целью сохранить влияние и контроль. Влияние гормонов на психику подростка таково, что ему на физическом уровне претит все, что с такой теплотой и заботой окружало его в детстве.
  3. Также неправильным будет и путь напускного безразличия — “делай что хочешь, жизнь тебя сама поставит на место”. Несмотря на яростное противодействие, подростки нуждаются в родительской поддержке, одобрении, особенно в начале  кризиса в юношеском возрасте и во время “откатов”. Кроме того, доверительные отношения, в какой-то степени контроль и влияние сохранить необходимо, чтобы уберечь юношу или девушку от крайне негативного сценария первых самостоятельных шагов.
  4. Самым верным путем является “золотая середина” — подростков нужно отпускать постепенно, планомерно, причем выбор этапов самостоятельности остается за самими подростками. Таким образом они почувствуют так необходимую им свободу выбора а вы сохраните хоть и наблюдательный, но все-же контроль, хоть и совещательное, но все-же влияние.

Для этого приведем несколько рекомендаций по преодолению подросткового кризиса.

На ранних стадиях возрастных изменений, внешних предпосылок подросткового кризиса, подростки крайне болезненно воспринимают шутки и иронию по поводу изменений во внешности.

Если же совсем не замечать этих изменений, то у мальчика или девочки создаются предпосылки для всякого рода домыслов и комплексов.

Родителям следует отмечать возрастные изменения во внешности ребенка, по возможности и степени важности  обсуждать их, но делать это как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и совершенно нормальное, правильное.

В течении развития кризиса, несмотря на противодействие и негативную фазу, важно набраться терпения и воздерживаться от конфликтов. Первоочередная цель подростка — становление в своем социуме, в среде своих сверстников и все требования родителей и даже учебный процесс, рассматривается ими как дополнительное препятствие на пути к своей цели.

Отношения между родителями и детьми в течении кризиса трансформируются в отношения между взрослыми людьми и если родители сами будут инициаторами этого процесса, помогая тем самым становлению личности своего ребенка, то они останутся близкими и теплыми, как и прежде.

В разные времена в различных общественных формациях складывалось свое представление о степени дозволенности в ранних взаимоотношениях противоположного пола и подростки, как правило, придерживаются общепринятых норм.

Физиологическая зрелость , как и в прежние времена, наступает в промежутке от четырнадцати до восемнадцати лет, зрелость же социальная и нравственная в современном обществе приходит позже, здесь все зависит от ряда социальных условий и вызовов, которые возникают перед подростком в реальной жизни.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/krizis-perehodnogo-vozrasta/

Люблю жить!
Добавить комментарий