Эхолалия

Содержание
  1. Эхолалия у детей: симптомы, причины, лечение
  2. Что такое эхолалия
  3. Отсроченная эхолалия
  4. Основные причины
  5. Симптомы эхолалии
  6. Функции эхолалии для ребенка
  7. Проведение диагностики
  8. Лечение и коррекция
  9. Как использовать эхолалию для развития ребенка
  10. Что нужно помнить родителям
  11. Эхолалия у детей – примеры из практики логопеда
  12. Что такое эхолалии у детей на самых простых примерах
  13. Эхолалии для общения
  14. Для обдумывания ответа, поддержания   разговора и принятия решения
  15. Для уточнения значения слова
  16. Для игры и веселья
  17. Эхолалия как способ саморегуляции
  18. Для планирования действий
  19. Для того, чтобы успокоиться и почувствовать себя в комфорте
  20. Для получения удовольствия от звуков
  21. Когда эхолалии мешают?
  22. 3 важных условия для преодоления эхолалии
  23. 8 шагов к расширению навыков ведения диалога  от эхолалии к ответам на вопросы
  24. Заключение
  25. Эхолалия у детей: виды, симптомы, коррекция, причины
  26. Виды эхолалии
  27. Немедленная форма эхолалии
  28. Отсроченная форма эхолалии
  29. Причины и симптоматика заболевания
  30. Методы коррекции
  31. Что нужно понимать родителям
  32. Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?
  33. Определение понятий
  34. Причины
  35. Классификация
  36. Диагностика
  37. Лечение

Эхолалия у детей: симптомы, причины, лечение

Эхолалия

Эхолалия у детей – определенное речевое поведение, которое может быть этапом развития или серьезной патологией. Оно характеризуется тем, что ребенок повторяет услышанные слова и звуки.

Зачастую это только определенный этап, который проходит каждый ребенок. У детей с аутизмом очень хорошо развита память, поэтому они все запоминают очень быстро.

У них речевое становление проходит более сложно.

Что такое эхолалия

Эхолалия у детей – автоматическое повторение ребенком чужих слов, фраз или даже целых предложений. Достаточно часто этот период речевого развития принимают за признаки аутизма, что также не исключено. Однако это может быть и нормой речи ребенка.

Существует несколько стадий развития навыков речи у ребенка, а именно от 6 месяцев и до года, а также с 3 до 4 лет. В этом возрасте каждый ребенок начинает активно повторять все услышанные слова, и это вполне нормально. Это позволяет усовершенствовать произношение отдельных слов и звуков, а также заложить основы взаимодействия с другими людьми.

Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука.

Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время.

Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.

Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.

Отсроченная эхолалия

Отсроченная эхолалия подразумевает под собой повторение отдельных слов или предложений через некоторое время. Причем эти фразы могут произноситься детьми в любое время и в любом месте. Это наиболее характерно для малышей с аутизмом.

Сенсорная эхолалия у детей подразумевает под собой то, что ребенок повторяет фразы, которые он когда-то слышал и с которыми у него ассоциируются определенные эмоции.

Создается впечатление, что они воспроизводят эти фрагменты в голове, передавая их через речь сугубо для себя. Эта особенность ребенка становится самостоятельным развлечением для него, и это может очень сильно мешать общению с другими людьми.

В таком случае взрослый должен постараться переключить внимание ребенка на другое занятие или тему.

Отстроченная эхолалия у детей является своеобразным способом выражения своего настроения. Фразы или слова в таком случае ассоциируются с определенными эмоциями у малышей. Правильным в таком случае будет признание его чувств.

Кроме того, такой тип эхолалии может быть своеобразным способом обработки информации, полученной за день. Он может проговаривать услышанное на протяжении всего дня, упорядочивая это в голове, и одновременно делиться переживаниями со своими родителями.

Многие считают, что у детей отсутствует понимание того, о чем они говорят, однако это совершенно не так. Зачастую эхолаличность является только своеобразным средством изучения и применения речи. Зачастую встречается эхолалия у ребенка 3 лет, а затем, приобретя требуемые навыки, он начинает строить предложения самостоятельно. Обычно никакой дополнительной коррекции не требуется.

Дети с аутизмом не могут полностью избавиться от эхолалии, но обычно она нисколько не мешает ребенку. Напротив, повторение чужих фраз свидетельствует о способности малыша обрабатывать полученную информацию. В таком случае эхолалия служит для связи ребенка с окружающим миром.

Основные причины

Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта.

В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.

Симптомы эхолалии

Симптомы эхолалии у детей достаточно выраженные, так как проявляются в виде неконтролируемого повторения слов или целых фраз, исходящих от любого источника звука. Иногда источником цитирования может быть даже книжный текст.

Стоит помнить, что симптомы эхолалии у детей во многом зависят от ее вида. Немедленная эхолалия не должна вызывать никакого беспокойства, так как это говорит о способности малыша воспринимать информацию, понимать и воспроизводить речь. Отсроченная эхолалия считается тревожным признаком, и возникает она у детей с аутизмом или другими серьезными нарушениями нервной системы.

Функции эхолалии для ребенка

Эта патология имеет множество функций, которые, независимо от ее вида, очень часто пересекаются. Причины и симптомы эхолалии у детей могут быть самыми различными, все зависит от конкретного ребенка.

Одной из функций может быть простое заполнение паузы. Дети хорошо понимают, что диалог строится из реплик, однако у них недостаточно словарного запаса для поддержания разговора. В таком случае ребенок просто хочет обратить на себя внимание и использует услышанные фразы в надежде поразить и удивить взрослого.

Некоторые дети таким образом выражают согласие. Они повторяют услышанную фразу, чтобы подтвердить то, что хорошо поняли сказанное.

При развитии речи дети изначально учатся распознавать звуки, затем слова и только после этого понимать речь. Именно поэтому они стараются называть предметы, комбинируют между собой различные слова и учатся строить предложения.

Повторение услышанных слов и фраз может быть по причине того, что у ребенка недостаточно богатый словарный запас.

Дети могут повторять одни и те же слова или фразу, чтобы успокоиться и устранить чувство тревоги. В основном это характерно для детей с аутизмом, которые монотонно повторяют одну и ту же фразу, имеющую для них важное эмоциональное значение.

Также повторение монотонных фраз помогает ребенку стимулировать себя. Зачастую бывает достаточно сложно определить, какое именно психологическое состояние пытается вызвать малыш у себя путем повторения одинаковых заученных фраз.

Когда ребенок только начинает осваивать речь, он может произносить отдельные слова или целые фразы в одиночестве, чтобы усовершенствовать их произношение.

Очень многим детям от 6 и до 12 месяцев нравится такая речевая игра. Это считается нормой и не требует совершенно никакой коррекции.

Дети могут повторять различные услышанные слова ради веселья, особенно если они новые или, на их взгляд, смешные.

Вслушавшись в произнесенные слова своего ребенка, каждый родитель сможет найти в них определенный смысл. Это только несколько наиболее важных факторов для малыша, могут быть и другие, а также зачастую они объединяются.

Проведение диагностики

Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.

После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:

  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проверка слухового аппарата.

Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.

Лечение и коррекция

Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.

Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.

Родители должны контролировать свое произношение слов, их речь должна быть внятной и четко слышимой, но без излишней эмоциональности и повышенных тонов. Эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, нужно формулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначным и четким. Родители должны запастись терпением, так как коррекция эхолалии у ребенка может занимать достаточно много времени.

Если грамотно подойти к этому вопросу, то малыш сможет очень легко избавиться от повторов и научится правильно строить свои предложения.

Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога.

Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы.

Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.

Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.

Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.

Как использовать эхолалию для развития ребенка

Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками.

В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно.

Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.

Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.

Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

Что нужно помнить родителям

Родители могут помочь ребенку нормализовать процесс коммуникации со сверстниками. Специалисты рекомендуют родителям никогда не останавливать малыша с таким дефектом и не прерывать его речь.

Постоянно проговаривая определенные слова, ребенок старается таким образом обратить на себя внимание и самовыразиться. Также это помогает устранить проблемы с речью.

С таким ребенком нужно постоянно разговаривать и поддерживать его, так как это поможет ему побороть чувство тревоги, и он гораздо быстрее научится поддерживать разговор.

Всегда нужно обращать внимание на произнесенные ребенком фразы и слова, даже если кажется, что они не имеют совершенно никакого смысла. Это дает возможность определить наличие отклонения и установить контакт с малышом. Нужно обязательно учитывать мимику, эмоциональное состояние и интонацию ребенка.

Родителям важно всегда поддерживать разговор, формировать новые фразы, расширять словарный запас своего малыша. Занятия должны быть ежедневными, проводить их нужно в спокойной, благоприятной обстановке.

Учитывая и соблюдая все требования специалистов, можно добиться очень хорошего результата и быстро научить ребенка самостоятельной речи.

Источник: http://fb.ru/article/323811/eholaliya-u-detey-simptomyi-prichinyi-lechenie

Эхолалия у детей – примеры из практики логопеда

Эхолалия

Ко мне на занятие зашел приятный молодой человек, посмотрел на меня и сказал: «Будешь чай с медом?».

«Чай с медом?»,- переспросил я.

«Будешь чай с медом»,  — более настойчиво сказал он мне.

Он просит пить, пояснила мне мама. С этими словами она подошла к кувшину и налила воды. Мальчик, радостно улыбнулся и стал с удовольствием пить воду.

Эхолалия у детей — это повторение одних и тех же звуков, слов, предложений, цитат или рассказов.

Что такое эхолалии у детей на самых простых примерах

В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

После двух летнего возраста дети начинают использовать большее количество слов и их речь усложняется.

К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.

Существует две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.

Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.

Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов.

Эхолалии для общения

Вот некоторые примеры из практики, когда эхолалия используется для общения:

Для обдумывания ответа, поддержания   разговора и принятия решения

Детям  необходимо различное время на то, чтобы обдумать свои мысли, сформулировать их и сказать. Чтобы не молчать длительное время, они предпочитают эхолалию. Это дает возможность получить столько времени, сколько им необходимо.

«Пойдем, кушать?» – спрашивает мама

«Кушать»,–  повторяет малыш.

Пауза на обдумывание.

Нет, не хочу, — хочу играть.

Для уточнения значения слова

Слова, которые слышат дети, не всегда понятны по смыслу, поэтому им необходимо уточнять значение слов, чтобы оставаться в контакте.

Мама:  Поехали в парк, будем прыгать на батутах

Ребенок: « В парк?»,  – переспрашивает ребенок и смотрит недоуменно на маму.

Мама: Да, в парк там есть батуты будем прыгать и играть.

Ребенок: Да, хочу в парк – поедем.

В этом примере ярко видно, как ребенок уточняет значение слова. В предложении, которое говорит мама, есть  знакомые слова «прыгать» и «веселиться» и он с помощью мыслей связывает действия с предметом (батут) и ему становиться понятно, что парк, это место где можно прыгать и играть, а это весело и он туда непременно хочет попасть.

Для игры и веселья

Иногда дети повторяют целые предложения или цитаты из своей жизни и мультфильмов.

«Стоять бояться!»,  – вскрикивает двухлетняя девочка и выставляет вперед палец.

Эту фразу она подхватила от своего брата, который играл в войнушку.

Взрослые, конечно же, не смогли пройти мимо этого милого хода.  Возможно, подхватили эту идею: подняли руки вверх и  засмеялись. В следующий раз, когда хочется поиграть,  девочка с большой охотой повторяет эту фразу, чтобы вызвать родителей на игру и немного повеселиться.

Еще один интересный пример использования эхолалии для общения.

На замечание взрослого:  «Не облизывай поручни в трамваи, там микробы»

Мальчик начинает пересказывать цитату из мультфильма «Смешарики» про микробы и вирусы: «Бактерии обладаю супер свойствами, когда они попадают в организм, то начинается…»

В этом примере внешняя ситуация спровоцировало эхолалию и началось общение.

Эхолалия как способ саморегуляции

Саморегуляция –  это навык, с помощью которого ребенок может привести себя в спокойное состояние.  Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

Для планирования действий

Планирование действий – у ребенка разговор с самим собой может проявляться как в форме внутреннего диалога, так и в форме внешнего разговора с окружающими. Например, он может перечислять услышанные ранее слова или фразы.

https://www.youtube.com/watch?v=hpNL6Y-jie8

Будешь руки мыть.Кушать. А потом, пойдем гулять.

При помощи эхолалии он облачает внутреннюю речь во внешнюю форму, чтобы разобраться в своих дальнейших действиях и мыслях.

Для того, чтобы успокоиться и почувствовать себя в комфорте

Для всех знакома ситуация, когда ребенок адаптируется к детскому саду и первое время ему нелегко находиться в новом помещении  с незнакомыми взрослыми.  Поэтому чтобы себя успокоить он  ходит и повторяет  фразу, которую ему говорила мама перед уходом:

«Ты поиграешь, и я за тобой приду».

Повторяя эту фразу, он успокаивается и у него появляется возможность переждать этот не спокойный промежуток времени до прихода мамы.

Для получения удовольствия от звуков

Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

Давайте вспомним себя, как мы ходим и поем один и тот же кусочек песни, а потом с досадой говорим:  «Ой привязалась… ». Cначала нам нравиться звучание голоса, эмоции от песни,  сочетание слов и мы их произносим, получая от этого удовольствие, потом мы  устаем  и перестаем  это делать.

Дети также как и мы могут наслаждаться произносимой фразой.

Когда эхолалии мешают?

Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии. Им требуется больше времени на формирование речевых и прочих навыков, поэтому эхолалия, в таком случае, является своеобразным «мостом» вспомогательным средством.

«Хорошо ли, что у ребенка есть эхолалии?», — в большинстве случаев да. Таким образом, ребенок выражает свои потребности,  желания. Это средство общения и коммуникации, которые  необходимо  развивать.

В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

  • Когда она мешает усвоению новых учебных навыков
  • Когда она мешает общению
  • Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции

Какие учебные  цели можно поставить при работе с эхолалиями:

  • обучение ответам на вопросы кто, что;
  • поддержание беседы;
  • уcкорить  темп речи;
  • поработать с интонацией;
  • поддержать адресную коммуникацию.

3 важных условия для преодоления эхолалии

1. Ребенку и вам нужно  находиться в спокойном состоянии

Первое и обязательно условие — это достаточные навыки саморегуляции. Например, если при вашей попытке задать вопрос, ребенок разворачивается и уходит, или это выводит его  из равновесия, то лучше пока с диалогом при помощи слов повременить и поработать над навыками саморегуляции или неречевыми средствами общения.

2. Желание общаться и нахождение в контакте

Чтобы поддерживать разговор при помощи слов нужно хотеть общаться.  Желание общаться – ключевой навык для контакта.

3.  Понимание вопросов и интересная тема для общения

Тема для разговора должна быть понятна и интересна. Если вопросы не понятны, то ребенок может повторять слова для уточнения их смысла. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что ребенок понимает вас, иначе с увеличением количества вопросов, будет увеличиваться смысловая нагрузка и продолжать общение будет очень сложно.

8 шагов к расширению навыков ведения диалога  от эхолалии к ответам на вопросы

Это примерная последовательность шагов, которую вы можете взять для ориентира.

Шаг 1. Начинаем работу над диалогом с очевидных ответов на вопросы со зрительной опорой.

Зрительная опора эта предметы, картинки, книги, т.е. то, что ребенок видит перед собой.

Вопросы, которые стоит задавать это вопросы о предметах, действиях, свойствах: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?» Например:«Что это?»?-  мяч.

Шаг 2.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему с неочевидными ответами, со  зрительной опорой.

Например, на вопрос что это?? – ответ очевиден «Машина», но если вопрос задать немного по-другому:  «Что умеет ездить?» То при рассматривании книги появляются варианты (например, еще нарисован автобус), т.е. ответ неочевиден для человека, который задает вопрос.

Шаг 3.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему без  зрительной опоры.

Это могут быть очень простые и очевидные вопросы. Например: «Кто мяукает? Как мяукает кошка?» Или  вопросы с вариативными ответами. Например: «Что делает кошка?» (при зрительной опоре ответ очевиден), но без зрительной опоры он может вас удивить. Один ребенок сказал мне, что кошка прыгает.

 Шаг 4. Следующий важный этап – это увеличение времени диалога

Вопросы того же типа, но здесь появляется новая задача: увеличение времени общения. Тут от вас потребуется смекалка и воображение. Важно, чтобы ребенку не было скучно, и постепенно нужно расширять темы для разговора.  Т.е. на этом этапе становиться важным показатель – это время ответов на вопросы.

Шаг 5. Провокация и размышление

Когда время диалога увеличиться и станет понятно, что можно вести небольшую беседу (показатель времени очень условный, важно опираться собственные ощущения: стало можно поговорить).

В этот момент можно задавать такие вопросы, которые требуют размышления: «Почему? Зачем? Куда?»Такого рода вопросы стимулируют  размышление и учат задавать встречные вопросы.

Шаг 6. Включение навыка диалога  в сюжетные и подвижные игры.

Например, ребенок может забраться под стол и ему можно задать вопрос: «Кто в домике живет?» Если вдруг ребенок ответит, назвав себя героем мультфильма, то, это можно переводить в сюжетную игру и тогда диалог, который был проигран на предыдущих шагах, начинает жить в игре ребенка.

Шаг 7. Разговор про яркие события, которые произошли в недалеком прошлом.

Это может показаться на первый взгляд простой задачей, но это не так. Важно, чтобы расспрашивающий не был участником события, иначе пропадает интерес к общению. Также очень важно, чтобы это было не рядовое событие, типа поспал, покушал, позанимался, т.к. здесь отсутствует интерес.

Отличным примером будет диалог папы с сыном, на тему цирка, из которого они вернулись недавно  с мамой.

Шаг 8. Находим общие интересы для участников общения. Придумываем сказки и истории.

Здесь на помощь могут прийти любимые мультфильмы, сериалы. Как вариант, можно рассказывать, что происходило сегодня, и обсуждать это. На этом этапе важны события прошлого и будущего.

Заключение

Итак, мы с вами разобрали, что такое эхолалия у детей, и теперь, я надеюсь, вы будете разбираться в этой теме на порядок лучше.

Не забудьте скачать мою книгу «Самые важные шаги для развития речи детей». Там я раскрываю основные шаги речевого развития и показываю три основные причины трудностей с речью.

Если у вашего ребенка эхолалия, убедитесь, что развитие речи соответствует возрастным нормам. Если же есть задержка, запишитесь ко мне на консультацию, где мы с вами подберем способы для развития речи вашего ребенка.

До скорого!

Логопед-дефектолог  Андрей Шевченко

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/exolaliya-u-detej-primery-iz-praktiki-logopeda.html

Эхолалия у детей: виды, симптомы, коррекция, причины

Эхолалия

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет  его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией.  Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах  развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6.  Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли.

В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка.

Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» −  «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/ehkholaliya-u-detej.html

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

Эхолалия

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений.

На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно.

Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка.

Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет.

С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле.

Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет).

Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).

Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений.

Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента.

Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи.

Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших.

Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится.

Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам.

На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга.

Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении.

Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 50

4 50

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/ehkholaliya.html

Люблю жить!
Добавить комментарий