Коррекция агрессивного поведения у детей

Содержание
  1. Детская агрессивность: причины, особенности и пути преодоления
  2. Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии
  3. Психология агрессии в детском возрасте и причины её возникновения
  4. Почему ребенок проявляет агрессию и видео вспышек детской злости
  5. Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии
  6. Коррекционные методики – Коррекция агрессивного поведения у детей – Как вести себя с агрессивным ребенком?
  7. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
  8. Типы агрессии у детей и способы построения отношений
  9. Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика
  10. Что является причиной агрессивного поведения?
  11. Виды агрессивного поведения
  12. Детская агрессивность
  13. Профилактика проявлений агрессии
  14. Агрессивное поведение ребенка — причины и коррекция
  15. Причины агрессивного поведения у ребенка
  16. Психологическая помощь агрессивным детям
  17. Задачи психокоррекционной работы агрессии детей
  18. Советы взрослым против агрессии ребенка

Детская агрессивность: причины, особенности и пути преодоления

Коррекция агрессивного поведения у детей

Во многих семьях сталкивают сяс проблемой детской агрессии, причем зачастую родители полагают, что агрессивное поведение ребенка необоснованно, к этому якобы нет никаких предпосылок.

Они уверены, что если мама с папой и бабушка с дедушкой – спокойные, вежливые люди, то и малыш должен быть таким же.

К сожалению, это не так: зачастую вспышки агрессии у детей проявляются, казалась бы, совершенно на ровном месте.

Большинство задач по взаимодействию с ребенком можно решить, предприняв правильные шаги в определенной последовательности. Если вы пошагово будете следовать советам психологов, это сработает. Зачастую же родители теоретически представляют себе, как правильно вести себя с ребенком, но на деле этих рекомендаций не выполняют или выполняют не все.

В таких случаях ситуация не исправляется, и пользы от теоретического знания «как надо» никакой нет. Поэтому следует особо подчеркнуть, что если вы хотите увидеть результаты, нужно научиться действовать, не дожидаясь какого-то подходящего случая, специального настроения. Знание в данном случае означает именно практику общения с ребенком.

Например, многие родители знают, что желательно выработать единые требования к ребенку со стороны взрослых и не ссориться при нем относительно методов воспитания. Но большинство родителей закрывают глаза на то, что ничего не сделали, и приходят к психологу в ожидании какого-то чудесного метода, волшебного приема, который разом перевернет ситуацию.

И при этом можно будет как-то проскочить и не заметить тот факт, что основополагающая вещь не сделана, договоренность с супругом относительно требований к ребенку не достигнута.

Родители при этом без энтузиазма воспринимают рекомендацию добиться согласия друг с другом, ведь это сложно, неприятно, требует значительных усилий, а возможно, разговор закончится ссорой.

В этой статье описано, почему ребенок проявляет агрессию, каковы особенности детской агрессивности и как можно самостоятельно использовать методы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии

Приступами агрессии называют такие действия ребенка, которые неприятны и болезненны для окружающих: удары, укусы, толкание и так далее. Есть два варианта ситуаций, в которых это может происходить:

  1. Агрессия у детей дошкольного возраста часто проявляется во время игры. Например, ребенок может ударять рукой по человеку не злясь, а просто играя, ведь малыши часто стучат руками по разным предметам. Так же точно он поступает и с людьми. Особенность агрессивного поведения детей заключается в том, что, причиняя другому человеку боль, он может улыбаться, смеяться, видно, что он доволен. Часто именно в этой ситуации взрослые совершают ошибку, начиная в ответ смеяться или как-то заигрывать с ребенком. И до того времени, когда ситуация уже станет совсем неприятной для родителей, ребенок не получает сигнала о том, что что-то не так, что его действия неуместны. Важно понимать, что неприятные действия должны быть остановлены с самого начала, вне зависимости оттого мотива, в результате которого они происходят. Как реагировать на детскую агрессию в этом случае? Не важно, от злости вас бьет ребенок или просто играет, эти действия должны быть остановлены.
  2. Агрессивность в детском возрасте может проявляться и в том случае, если ребенок зол. Обычно он в таком случае дерется, это результат злости малыша. А злится карапуз, потому что ему что-то неприятно. Основная характеристика такого агрессивного поведения ребенка – обязательный резкий выпад: малыш, не имея другого способа реагирования, бьет кого-то, кто рядом. Обычно (но не обязательно), он наносит удары тому, кто стал причиной его неудовольствия.

Психология агрессии в детском возрасте и причины её возникновения

Агрессивное поведение в любом человеке, и в детях дошкольного возраста в том числе заложено природой. Это естественный способ отстаивания своих интересов. И в данном случае речь, естественно, не идет о том, что ребенок внезапно стал каким-то диким или злым, просто реализуется его естественный механизм отстаивания своих интересов.

В самой психологии детской агрессии как некой силы, безусловно, заложен и позитивный потенциал. Определенная доля агрессии необходима человеку, чтобы быть способным защищать себя и своих близких при необходимости. Во взрослой жизни такие виды деятельности, как спорт, бизнес, политика, имеют изрядный агрессивный заряд, но при этом одобряются обществом как полезные, конструктивные.

Если с природной агрессией в детском возрасте обойтись грубо, жестоко ее подавляя, то есть два принципиальных варианта развития событий. В первом случае агрессия перенаправляется на самого человека. Разозлившийся ребенок бьет не того, кто рядом, а себя самого, как бы наказывая себя.

Причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как правило, является жесткое подавление, запрет на агрессивные чувства и действия. Агрессивный импульс не исчезает, но переворачивается и направляется на самого носителя агрессии.

В старшем возрасте можно наблюдать такие виды аутоагрессии (то есть агрессии, направленной человеком на самого себя), как разного рода зависимости (алкогольная, наркотическая), частые несчастные случаи, пребывание в травмирующих личных отношениях и в крайнем варианте — самоубийство.

Таким образом, насилия, что люди направляют вовне, становится все меньше, но критически возрастает количество вреда, причиненного людьми самим себе.

Другой вариант развития событий при жестоком преодолении детской агрессивности, подавлении агрессивных чувств ребенка — это формирование пассивного характера, низкой самооценки, склонности к возникновению чувства вины.

Почему ребенок проявляет агрессию и видео вспышек детской злости

Психологи выделяют две основные причины агрессивного поведения детей, при которых ярко проявляются вспышки детской злости.

Первой причиной детской агрессивности является то, что ребенок не владеет социальными нормами в области проявления чувств.

Конечно, взрослые говорят ему, что так делать нельзя, но что такое нельзя для ребенка? И понимает ли он моральную подоплеку ситуации? Конечно, нет. Он не может понимать те чувства, которые испытывает человек, когда его бьют.

Просто потому, что он вообще еще не способен понимать, что у других людей бывают какие-то чувства.

Ребенок не понимает, что запрет, например, совать в рот руки и запрет бить человека по лицу — это разные запреты. Для него все «нельзя» имеют равный вес. И если можно нарушать одни запреты, то можно нарушать и другие.

В этом случае ситуация становится особенно острой, когда родители злоупотребляют запретами. Если слово «нельзя» звучит слишком часто, то проявлений детской агрессии не миновать.

Понятно, что в такой ситуации запреты будут постоянно нарушаться, и запрет «бить людей» в том числе.

Вторая причина частого проявления агрессии у детей до 3 лет — это то, что у ребенка этого возраста часто возникает чувство гнева, а средств для выражения этого чувства очень мало. Вся активность детей сконцентрирована около рук и рта, поэтому часто, выражая гнев, они дерутся и кусаются.

Закрепляется ли эта форма поведения или исчезает, всегда зависит от реакции окружения. Если реагировать жестко, грубо подавляя проявления агрессии у детей (кричать, шлепать ребенка, запирать его и проч.

), то родители в ряде случаев могут добиться результатов, и ребенок перестает драться. Однако обычно это имеет долгосрочные неприятные последствия.

Формируются такие качества характера, как жестокость, агрессивность, трусливость, замкнутость, низкая самооценка, злобность.

Последствия своих действий родители увидят далеко не сразу, а иногда и не смогут найти причину таких проявлений в ребенке.

Кроме того, как правило, те родители, которые бьют малыша в ответ на его агрессивные действия, как раз и не могут справиться с агрессией ребенка. Доказано, что одной из основных причин детской агрессии является модель поведения взрослых.

Дети, родители которых проявляют агрессию, как правило, повышено агрессивны сами. Ведь известно, что дети лучше учатся на том, что видят, а не на том, что им внушают.

Мама, запрещая драться, сама бьет ребенка, чтобы якобы он «понял», что так делать нельзя, и попадает в неприятную ситуацию: сама же себе противоречит.

В таком случае, возможно, ребенок и перестанет бить лично ее (так как просто-напросто она дает ему сдачи), но, скорее всего, он будет бить тех, кто слабее его (младших или более слабых детей, животных). Так, воспитательная сила такого маневра—шлепать ребенка за проявление агрессии — нулевая. Родители сами делают именно то, от чего хотят отучить ребенка.

Чтобы избежать причин детской агрессии и возникновения негативных сценариев развития ситуации, нужно помнить, что для недопущения вспышек злости у малыша родители должны обеспечить две вещи:

  • поставить ребенку четкие границы возможного поведения, не допустить формирования жестокости и разрушительного поведения;
  • легализовать негативные чувства и научить ребенка обращаться с этими чувствами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей нормальны такие проявления гнева, как крик, укусы, удары и т.д. С разной интенсивностью такое поведение встречается у подавляющего большинства детей. Здесь говорится о норме не в том смысле, что это поведение не нужно корректировать или что оно должно вызывать одобрение, а в том значении, что это типично и легко объяснимо.

Почти у всех детей в какой-то момент проявляются вспышки злости. И важно знать, как правильно реагировать на агрессию ребенка. Основной метод коррекции агрессивного поведения — это сдерживание ребенка. Не стоит ожидать, что он поймет на словах, что драться нельзя.

Агрессивные действия должны быть просто-напросто остановлены, сдержаны. Придержите ручку, которая готова нанести удар. Это сделать нетрудно, особенно если вы внутренне готовы к тому, что с детьми это случается.

Действия детей неточны, медленны, поэтому обычно заранее видно, когда малыш вознамерился ударить кого-то.

Посмотрите, как проявляются вспышки злости и детской агрессии на этом видео:

Иногда родители возражают, что не замечают моменты, когда ребенок собирается драться, не могут предотвратить удары.

Ниже перечислены несколько особенностей поведения родителей при проявлениях детской агрессивности.

Вы стоите спиной к ребенку.

Выход: просто не обращайте внимания, как будто ничего не почувствовали. При этом не стоит спиной стоять к ребенку, который злится.

Вы не поняли, что ребенок злится.

Выход: наблюдайте внимательно за выражением лица ребенка, это имеет отношение к вашей чуткости. Злящийся ребенок также начинает играть более агрессивно: стучать игрушками, сталкивать предметы и так далее, в целом, подает признаки того, что злится. Удары обычно не происходят на ровном месте.

Вы видели, что ребенок недоволен, но понадеялись, что он не будет драться. У ребенка почти нет средств свою злобу реализовать иначе как с помощью агрессии. Таким образом, если ребенок недоволен — будьте начеку. Это поведение не стоит оценивать по шкале «хорошо-плохо», забудьте об этом. Вам нужно только не допустить того, чтобы вас ударили.

Выход: понимая состояние ребенка, будьте готовым к его агрессивным действиям, то есть не игнорируйте его эмоции, агрессивные действия нужно предотвратить, при необходимости ограничивая подвижность ребенка.

Ребенок дерется слишком часто, и вы просто устаете все время контролировать ситуацию, расслабляетесь, «машете рукой» — и получаете удар.

Выход: если ребенок злится и дерется слишком часто, нужно подумать о том, что ваши требования к нему чрезмерны, не по возрасту. То есть слишком много ситуаций, в которых ребенок чувствует себя плохо. Тогда нужно думать о том, как реорганизовать режим жизни ребенка.

Существуют и особые скрытые причины злости ребенка, при которых требуется коррекция агрессивного поведения.

Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии

Соотношение сил взрослого и ребенка настолько очевидно неравно, что взрослый просто не должен допускать, чтобы ребенок его бил. Физически удерживайте ребенка от нежелательного поведения.

Источник: http://vkapuste.ru/?p=9270

Коррекционные методики – Коррекция агрессивного поведения у детей – Как вести себя с агрессивным ребенком?

Коррекция агрессивного поведения у детей

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей; 2. кризисом семейного воспитания; 3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях.

В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых.

Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

– полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; – выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно. “); – переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);

– позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны.

Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.

Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение.

Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.

Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.

Вместо распространенного, но неэффективного “чтения морали”, лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

– констатация факта (“ты ведешь себя агрессивно”); – констатирующий вопрос (“ты злишься?”); – раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”); – обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

– апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

– повышение голоса, изменение тона на угрожающий; – демонстрация власти (“Учитель здесь пока еще я”, “Будет так, как я скажу”); – крик, негодование; – агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор “сквозь зубы”; – сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; – негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; – использование физической силы; – втягивание в конфликт посторонних людей; – непреклонное настаивание на своей правоте; – нотации, проповеди, “чтение морали”, – наказания или угрозы наказания; – обобщения типа: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда. “, “Ты никогда не. “; – сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу; – команды, жесткие требования, давление;

– оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее.

Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.

Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка.

Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения.

И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

– публично минимизировать вину подростка (“Ты не важно себя чувствуешь”, “Ты не хотел его обидеть”), но в беседе с глазу на глаз показать истину; – не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

– предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания “контролируемой агрессии” у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения.

При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

– нерефлексивное слушание ( нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова.

Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт.

Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; – внушение спокойствия невербальными средствами; – прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; – использование юмора;

– признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу “кумира” или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других.

Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма.

Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь.

И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, “нападения”. Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” за свое агрессивное поведение (“А теперь иди извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

Источник: Г.Э. Бреслав “Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности” и А.А.Романов “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”.

Больше информации по теме: http://adalin.mospsy.ru

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/65929-korrektsionnye-metodiki-korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-u-detej-kak-vesti-sebya-s-agressivnym-rebenkom

Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

Коррекция агрессивного поведения у детей

По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.

Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.

Что является причиной агрессивного поведения?

Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.

К причинам агрессивного поведения относят:

  • длительные психические и физические нагрузки;
  • неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
  • злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
  • длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
  • трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
  • травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
  • длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.

К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).

Виды агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.

Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.

Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.

Детская агрессивность

Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:

  • отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
  • поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
  • различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
  • частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.

Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий.

Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить.

Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.

Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.

Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.

Костылева
Александра Сергеевна

Психолог

Записаться

По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.

Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.

В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.

Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:

  • правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
  • следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
  • организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
  • следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.

Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение.

Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин.

Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.

Профилактика проявлений агрессии

Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.

Важными факторами являются:

  • переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
  • моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
  • стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
  • формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
  • обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.

Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.

Источник: http://MedBooking.com/blog/article/detskoje-zdorovyje/agressivnoe-povedenie-prichiny-korrektsiia-profilaktika

Агрессивное поведение ребенка — причины и коррекция

Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый  ­и эффективный способ достижения цели.

Агрессивный ребенок, так могут быть охарактеризованы многие из ребят, причем такое их поведение ярко проявляется не только при взаимодействии со сверстниками, но и со взрослыми.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • Повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • Нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • Индивидуальные особенности человека (особенности темперамента, сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.)

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.

Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера. Агрессивность ребенка может быть физически и психически  обусловленной.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

ПричинаМетоды коррекции
1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузкиПодвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями»
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятииБеседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семьеБеседа с родителями, направление к психологу
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный  потенциал в положительное русло:  —  проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок — ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы    миролюбивых способов общения — обсуждать книги, предусмотренные программой — перевод драк в конструктивное     русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков— подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния    — психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение                      — обучение приемам саморасслабления         — разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Одной  из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  1. Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  2. Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  3. Организаторские способности;
  4. Широта кругозора;
  5. Позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности.Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

Психологическая помощь агрессивным детям

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин необходимо делать несколько акцентов:изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;изменение стиля взаимодействия с детьми;развитие коммуникативных умений взрослых, окружающих ребенка.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

  1.     Если это возможно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2.     Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3.    Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4.    Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5.     Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачи психокоррекционной работы агрессии детей

  • Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:
  • развитие умения понимать состояния другого человека;
  • развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • обучение ауто-релаксации;
  • обучение способам снятия напряжения;
  • развитие навыков общения;
  • формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
  • Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
  • использовать физические силовые упражнения;
  • рвать бумагу;
  • нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • использовать «мешочек для криков»;
  • поколотить стол надувным молотком и т.д.

Советы взрослым против агрессии ребенка

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми, показывает использование изотерапии (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)

С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми  спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.

) Можно использовать подвижные игры, способствующие  коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители и педагоги.

Взрослым, окружающим ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение.

Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включить в коллективную для того, чтобы ребенок получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Источник: https://allshans.ru/detskaya-psixologiya/agressivnoe-povedenie-prichiny-i-korrekciya/

Люблю жить!
Добавить комментарий