Лечение дизартрии

Содержание
  1. Лечение дизартрии
  2. Причины и признаки дизартрии ↑
  3. Современные методы лечения дизартрии ↑
  4. Массаж ↑
  5. Физические упражнения ↑
  6. Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑
  7. Развитие крупной и мелкой моторики ↑
  8. Лечение стертой дизартрии ↑
  9. Чтение укрепляет нейронные связи:
  10. Дизартрия (нарушение речи): виды у детей и взрослых, методы лечения
  11. Что это такое?
  12. Причины возникновения дизартрии
  13. Симптомы и формы дизартрии
  14. Степени тяжести заболевания
  15. Дизартрия у детей
  16. О стертой дизартрии у ребенка
  17. Современные способы лечения
  18. О лекарствах
  19. О лечении дизартрии у взрослых
  20. Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение
  21. Что такое дизартрия?
  22. Причины дизартрии
  23. Формы дизартрии
  24. Стертая дизартрия
  25. Псевдобульбарная дизартрия
  26. Диагностика дизартрии
  27. Лечение дизартрии
  28. Коррекция дизартрии
  29. Прогноз
  30. Причины и методы лечения дизартрии у детей
  31. Причины развития дизартрии
  32. Классификация дизартрии
  33. Признаки дизартрии

Лечение дизартрии

Лечение дизартрии

Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.

Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания.

Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей.

Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.

Причины и признаки дизартрии ↑

Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:

  • поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
  • последствие менингита и энцефалита;
  • перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
  • ишемия и порок сердца,
  • наследственность.

Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.

Современные методы лечения дизартрии ↑

Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях.

Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев.

Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.

Массаж ↑

Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:

  1. Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
  2. Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
  3. Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.

Физические упражнения ↑

Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:

  1. Открытие и закрытие челюсти.
  2. Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
  3. Сильное сжатие губ в трубочку.
  4. Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
  5. Упражнение «оскал».

Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑

Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики ↑

Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.

Лечение стертой дизартрии ↑

Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.

Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:

  • Медикаментозное лечение;
  • Логопедическая терапия.

Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами.

В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром.

Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.

У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/lechenie-dizartrii.html

Дизартрия (нарушение речи): виды у детей и взрослых, методы лечения

Лечение дизартрии

Человек – это единственное из живых существ на нашей планете, которое обладает «второй сигнальной системой». Так называется информация, которая «закодирована» в звуках, и организована с помощью речи.

Конечно, сигналы подают и другие обитатели нашей планеты. Целая система «опознавательных знаков» существует, например, у высших приматов и дельфинов.

Но только у человека существует звуковая интерпретация алфавита, с помощью которой можно передать и получить гораздо больше информации, чем существует в наше время.

Для этого и существуют речевые органы – связки, аппарат вокализации, а также мягкое небо, губы и язык. Головной мозг с развитой корой научился настолько тонко регулировать процесс произношения отдельных звуков, слогов и слов, что этот процесс и по сей день остается одним из самых сложно организованных моторных актов, который постоянно контролируется слуховыми воспринимающими центрами.

С раннего детства человек учится общаться с окружающими. Но иногда этот процесс нарушается. У взрослых также встречаются ситуации, при которых возникают длительные или кратковременные речевые нарушения. Это состояние называется дизартрией. Как определяет его медицинская наука?

Что это такое?

Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных протезов также может «шамкать», и во рту у него будет «каша».

Но, как только он вставит зубы, то речь сразу нормализуется.

В случае дизартрии поражаются различные уровни, «заведующие» речью – от корковых зон, где и находятся тела моторных нейронов, и до проблем с иннервацией мышц, которые и «выдают» речь.

Нарушаться может произношение звуков, возникать неправильное дыхание (поскольку без дыхания никаких звуков вообще произнести невозможно), могут появляться расстройства голоса, темпа, ритма речи и многие другие признаки.

Например, назолалия – гнусавость и произнесение слов в «нос».

Всем известная речь позднего Брежнева, которую так успешно пародируют – это не что иное, как дизартрия, только старческая, связанная с нарушениями стволового и коркового кровообращения.

Дизартрия – нарушение речи, при котором она все-таки существует, пусть и в дефектном виде. В том случае, если речь полностью отсутствует – то говорят об анартрии.

Анартрия – это тяжелое приобретенное состояние, которое часто возникает после инсультов и тяжелых травм.

А вот в том случае, если малыш, например, в неполноценной семье, будучи больным ребенком, так и не научился говорить – то говорят о таком диагнозе, как алалия. Это специальный, «логопедический» диагноз.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Я специально немного отклонился от темы, чтоб показать — существует много разновидностей речевых нарушений. По каким причинам может возникать дизартрия у детей и взрослых?

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

У взрослых, как правило, случается внезапное заболевание, которое не может остаться незамеченным. Именно оно и приводит к дизартрии. Это тяжелые инсульты, клещевой энцефалит, ушибы головного мозга, после которых пациент долгое время находится без сознания.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи).

Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам.

Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость ой мускулатуры не позволяет общаться.

Симптомы и формы дизартрии

Мы уже коснулись кратко различных форм болезни. Обобщим информацию. Существует как центральная, так и периферическая форма дизартрии. К центральным относится:

  • Стволовая форма (инсульты, ДЦП). Поражается ствол мозга.

Для этой формы характерно отсутствие рефлексов (например, рвотного). Мимические мышцы не работают, тонус мышц ротовой полости и языка снижен. По сути, это – периферический паралич. Есть нарушения глотания и жевания, поперхивание, возникает афония. Все согласные звуки не различаются, а гласные получаются в виде мычания.

  • Псевдобульбарная дизартрия.

При ней поражаются проводящие моторные пути от коры до ядер черепно-мозговых нервов, которые «заведуют» речью.

Это лицевой нерв (мимическая мускулатура), тройничный (жевательные мышцы, чувствительность кожи и слизистых полости рта), языкоглоточный, блуждающий и подъязычный (движения языка, неба, ых связок).

Речь также смазанная, с грубым нарушением свистящих и шипящих звуков, и имеет носовой оттенок («брежневская речь»). Язык «не слушается» во рту. Очень трудно переключить одну артикуляционную позу на другую, есть склонность к стереотипии;

  • Экстрапирамидный вариант (при тиках, треморе, болезни Паркинсона, хорее).

Связан с изменением тонуса мышц, появляются бессознательные речевые автоматизмы, мимические нарушения. Иногда возникают непроизвольные выкрики, сознательный контроль над функцией речи ослаблен. Ритмика речи страдает, часто возникают заикания, дрожание голоса;

  • При поражениях мозжечка (нарушается координация в работе мышц).

Мозжечковая дизартрия часто проявляется толчкообразной, «скандированной» речью. Это не что иное, как интенционный тремор, только не пальцев рук, а речевых мускулов. Такие эпизоды речевых «толчков» перемежается невнятной и замедленной речью, часто есть признаки органической мозжечковой симптоматики.

  • При нарушениях коры, когда нарушаются поля нейронов, отвечающих за двигательные речевые реакции (например, при субдуральном кровоизлиянии).

Эта форма напоминает моторную афазию при инсульте, но, в отличие от афазии, человек может читать, писать, и понимать письменную речь. Нарушается артикуляция, трудно использовать характерные позы языка и губ, при этом все нервы и мышцы, координация движений, сила и тонус вокального аппарата, языка и губ полностью сохранны.

Степени тяжести заболевания

Как и любой другой диагноз, дизартрию классифицируют по степени расстройства. Это удобная классификация для ее использования в лечебной практике:

  • Скрытая форма, которую может выявить только специалист при обследовании и тестировании. Коммуникативные навыки и общение не страдают;
  • Вторая степень – вербальное общение сохранено, но трудности и дефекты заметны окружающим;
  • Третья степень. Для полноценного общения нужен с пациентом специальный навык, поэтому только близкие понимают больного, а посторонние люди – частично и не всегда;
  • При четвертой степени можно ставить диагноз анартрии. Даже много лет совместно проживающие близкие люди не понимают речи больного.

Дизартрия у детей

Речевое развитие ребенка всегда протекает ассоциировано с повышением функциональной активности других зон коры головного мозга.

В ней «созревают» поля, которые в будущем отвечают за чувствительность, и все виды произвольных и автоматических движений.

Поэтому у малышей, которые страдают дизартрией, также нарушается мелкая моторика, поскольку речь – это не что иное, как та же самая «мелкая моторика» вокальных органов, языка и губ.

При этом говорить научиться значительно проще, чем писать: ведь аппарат образования речи находится близко к головному мозгу, нервные пути короткие, и импульсы доходят до мышц языка в несколько раз быстрее, чем до пальцев.

К тому же, мышцы языка имеют симметричную, двустороннюю иннервацию от полушарий головного мозга. У детей – дизартриков возникают проблемы со шнурками и с пуговицами, которым они предпочитают «молнию».

Часто такие дети испытывают затруднения в рисунках – у них с трудом получается технологический процесс рисования, а также вырезания из бумаги.

Подобные затруднения у таких детей можно найти и при координированной работе сложных мышечных групп: при выполнении танцевальных фигур, соблюдении точного ритма. Так, возникают трудности при пользовании скакалкой, поддержании равновесия на одной ноге.

О стертой дизартрии у ребенка

Стертая форма дизартрии, на первый взгляд, вовсе и не кажется таковой: ведь малыш говорит, что еще надо? Но, если побеседовать с ребенком логопеду, то можно заметить следующие признаки:

  • Назолалия (речь в нос), нарушение интонации;
  • Обеднение артикуляции, отсутствие речевого выражения и экспрессии;
  • Недостаточные движения губами;
  • Наличие плохой дикции, речь становится смазанной, у ребенка «каша во рту»;
  • Дети с такой формой нарушения речи сознательно обедняют свои фразы, используя простые и односложные слова;
  • У ребенка понижена способность к подражанию и речевой фантазии: он затрудняется при просьбе повторить голоса животных, вой ветра, скрип двери, или эти попытки выходят неудачными;
  • Поскольку у таких детей мало развиты мышцы ротовой полости и языка, так как они мало упражняются речью, у них есть проблемы с жеванием тех продуктов, которые этого требуют: яблоко, морковь, мясо или хлебные корки. Они стараются или избавиться от этого продукта, либо просто складывают пищу за щекой.

Диагностика стертой формы дизартрии может быть проведена с учетом вышеизложенных симптомов даже не логопедом, а внимательными родителями, которые замечают, что ребенок испытывает трудности при речевом контакте, и старается либо уйти от него, либо общаться крайне просто – «да» и «нет». Это не нужно принимать за «краткость – сестру таланта», а следует больше заниматься с ребенком, а в случае неудачи – своевременно обратиться к специалисту – логопеду.

Современные способы лечения

Лечение дизартрии у детей начинается не с визита к логопеду и постоянным занятиям с ним, а с родительской заботы и внимания. Нужно помнить родителям, что развитие правильной речи получает мощный импульс, если развиваются остальные мышечные группы. Так, нужно уделять внимание следующему:

  • Детей нужно приучать летом к катанию на велосипеде, в том числе – двухколесному, игра в прятки, скаканье на скакалке и «кузнечике», совместные игры в бадминтон, настольный теннис. Это замечательно стимулирует мозжечок. Зимой актуально катание на коньках и на лыжах;
  • Занимайтесь с детьми рисованием, лепкой, складыванием мозаики, или конструктора «лего»;
  • При этом не забывайте общаться с ребенком, называйте правильно разные предметы, рассказывайте сказка и разные истории. Фантазируйте. Важна активность ребенка: пусть он дорисует окончание истории, и перескажет рисунок словами;
  • Если ребенок достиг школьного возраста, обращайте внимание на его письменную речь – попробуйте посостязаться с ним на самую красиво нарисованную букву. Пусть он одной рукой нарисует круг, а другой – квадрат;
  • Больше читайте вслух на пару с ребенком, выбирая интересные истории;
  • Давайте ему здоровую еду, которую нужно хорошо пережевывать, не балуйте его «кашками» из жалости. Это приводит к более долгому сроку существованию речевого дефекта.

В том случае, если логопед счел нужным заниматься с вашим ребенком – это нужно проводить регулярно. В арсенале логопеда есть специальные способы гимнастики, различные игры. Высокоэффективен логопедический массаж при дизартрии, который проводится регулярно.

О лекарствах

Чтобы скорректировать незначительные нарушения речевого развития у ребенка, не нужны никакие лекарственные препараты, тем более что ни один из препаратов не может вылечить нарушения речи. Лекарственные препараты могут улучшать метаболизм клеток мозговой ткани, кровообращение, нормализовать в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения.

Но эти препараты назначают врачи: детский невролог совместно с логопедом. Не стоит браться за самолечение: ведь можно маленькому пациенту дать вместо успокаивающего препарата активизирующий, и наоборот. Поэтому должен за дело браться врач.

О лечении дизартрии у взрослых

Нарушениями речи у взрослых, которые возникли вследствие болезни, например, инсульта, занимается уже специалист – логопед для взрослых. Эта специальность называется афазиология. Работать с пациентами после инсульта, восстанавливать речь, письмо и восприятие, как устной, так и письменной речи – это работа афазиолога.

Поскольку при инсультах, кровоизлияниях, травмах часто развивается органическое поражение центральной нервной системы, и даже гибель нейронов и проводящих путей, то необходимо создать связи с другими нервными клетками, которые остались целы, но «не занимались» речью. Для этого нужно терпение, спокойствие и целенаправленное желание.

Восстановление речи, как и вообще, восстановление после инсультов нужно начинать как можно раньше: не имеет никакого смысла браться за это дело через год: начинать занятия с афазиологом нужно при нормализации сознания, несмотря на стойкие нарушения понимания и моторики речи. Только тогда результаты занятий будут удовлетворительными, и принесут вам пользу и радость общения.

Источник: https://zdrav-lab.com/dizartriya-vidy-i-lechenie/

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Лечение дизартрии

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи.

Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение.

Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация ых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, ые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении.

Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют.

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц.

Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов.

Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни.

В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Источник: http://PsyMedCare.ru/dizartriya

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Лечение дизартрии

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Совет

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц.

Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга.

Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев).

Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы.

При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки.

Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз.

Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка.

Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Совет

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок.

Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы).

Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Люблю жить!
Добавить комментарий