Пороки развития головного мозга

Аномалии развития головного мозга

Пороки развития головного мозга

Аномалии развития головного мозга — пороки, заключающиеся в аномальных изменениях анатомического строения церебральных структур. Выраженность неврологической симптоматики, сопровождающей церебральные аномалии, значительно варьирует. В тяжелых случаях пороки являются причиной антенатальной гибели плода, они составляют до 75% случаев внутриутробной смерти.

Кроме того, тяжелые церебральные аномалии обуславливают около 40% случаев гибели новорожденного. Сроки манифестации клинических симптомов могут быть различны. В большинстве случаев церебральные аномалии проявляются в первые месяцы после рождения ребенка. Но, поскольку формирование головного мозга длится до 8-летнего возраста, целый ряд пороков дебютируют клинически после 1-го года жизни.

Более чем в половине случаев церебральные пороки сочетаются с пороками соматических органов: врожденными пороками сердца, сращением почек, поликистозом почек, атрезией пищевода и пр.

Пренатальное выявление церебральных аномалий является актуальной задачей практической гинекологии и акушерства, а их постнатальная диагностика и лечение — приоритетными вопросами современной неврологии, неонатологии, педиатрии и нейрохирургии.

Формирование головного мозга

Построение нервной системы плода начинается буквально с первой недели беременности. Уже к 23-му дню гестации заканчивается образование нервной трубки, неполное заращение переднего конца которой влечет за собой серьезные церебральные аномалии.

Примерно к 28-му дню беременности образуется передний мозговой пузырь, в последующем разделяющийся на 2 боковых, которые ложатся в основу полушарий мозга. Далее образуется кора головного мозга, его извилины, мозолистое тело, базальные структуры и т. д.

Дифференцировка нейробластов (зародышевых нервных клеток) приводит к образованию нейронов, формирующих серое вещество, и глиальных клеток, составляющих белое вещество. Серое вещество отвечает за высшие процессы нервной деятельности.

В белом веществе проходят различные проводящие пути, связывающие церебральные структуры в единый функционирующий механизм. Рожденный в срок новорожденный имеет такое же число нейронов, как и взрослый человек. Но развитие его мозга продолжается, особенно интенсивно в первые 3 мес. жизни.

Происходит увеличение глиальных клеток, разветвление нейрональных отростков и их миелинизация.

Сбои могут произойти на различных этапах формирования головного мозга. Если они возникают в первые 6 мес. беременности, то способны приводить к снижению числа сформированных нейронов, различным нарушениям в дифференцировке, гипоплазии различных отделов мозга.

В более поздние сроки может возникать поражение и гибель нормально сформировавшегося церебрального вещества. Наиболее весомой причиной подобных сбоев является влияние на организм беременной и на плод, различных вредоносных факторов, обладающих тератогенным действием.

Возникновение аномалии в результате моногенного наследования встречается лишь в 1% случаев.

Наиболее влиятельной причиной пороков головного мозга считается экзогенный фактор. Тератогенным эффектом обладают многие активные химические соединения, радиоактивное загрязнение, отдельные биологические факторы.

Немаловажное значение здесь имеет проблема загрязнения среды обитания людей, обуславливающая поступление в организм беременной токсических химических веществ. Кроме того, различные эмбриотоксические воздействия могут быть связаны с образом жизни самой беременной: например, с курением, алкоголизмом, наркоманией.

Дисметаболические нарушения у беременной, такие как сахарный диабет, гипертиреоз и пр., могут также стать причиной церебральных аномалий плода. Тератогенным действием обладают и многие медикаменты, которые может принимать женщина в ранние сроки беременность, не подозревая о происходящих в ее организме процессах.

Мощный тератогенный эффект оказывают инфекции, перенесенные беременной, или внутриутробные инфекции плода. Наиболее опасны цитомегалия, листериоз, краснуха, токсоплазмоз.

Виды аномалий развития головного мозга

Анэнцефалия — отсутствие головного мозга и акрания (отсутствие костей черепа). Место головного мозга занято соединительнотканными разрастаниями и кистозными полостями. Может быть покрыто кожей или обнажено. Патология несовместима с жизнью.

Энцефалоцеле — пролабирование церебральных тканей и оболочек через дефект костей черепа, обусловленный его незаращением. Как правило, формируется по средней линии, но бывает и асимметричным. Небольшое энцефалоцеле может имитировать кефалогематому.

В таких случаях определить диагноз помогает рентгенография черепа. Прогноз зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. При небольших размерах выпячивания и наличии в его полости эктопированной нервной ткани эффективно хирургическое удаление энцефалоцеле.

Микроцефалия — уменьшение объема и массы головного мозга, обусловленное его недоразвитием. Встречается с частотой 1 случай на 5 тыс. новорожденных.

Сопровождается уменьшенной окружностью головы и диспропорциональным соотношением лицевого/мозгового черепа с преобладанием первого. На долю микроцефалии приходится около 11% всех случаев олигофрении.

При выраженной микроцефалии возможна идиотия. Зачастую наблюдается не только ЗПР, но и отставание в физическом развитии.

Макроцефалия — увеличение объема головного мозга и его массы. Гораздо менее распространена, чем микроцефалия. Макроцефалия обычно сочетается с нарушениями архитектоники мозга, очаговой гетеротопией белого вещества.

Основное клиническое проявление — умственная отсталость. Может наблюдаться судорожный синдром. Встречается частичная макроцефалия с увеличением лишь одного из полушарий.

Как правило, она сопровождается асимметрией мозгового отдела черепа.

Кистозная церебральная дисплазия — характеризуется множественными кистозными полостями головного мозга, обычно соединенными с желудочковой системой. Кисты могут иметь различный размер. Иногда локализуются только в одном полушарии.

Множественные кисты головного мозга проявляются эпилепсией, устойчивой к антиконвульсантной терапии.

Единичные кисты в зависимости от размера могут иметь субклиническое течение или сопровождаться внутричерепной гипертензией; зачастую отмечается их постепенное рассасывание.

Голопрозэнцефалия — отсутствие разделения полушарий, в результате чего они представлены единой полусферой. Боковые желудочки сформированы в единую полость. Сопровождается грубыми дисплазиями лицевого черепа и соматическими пороками. Отмечается мертворождение или гибель в первые сутки.

Агирия (гладкий мозг, лиссэнцефалия) — недоразвитие извилин и тяжелое нарушение архитектоники коры. Клинически проявляется выраженным расстройством психического и моторного развития, парезами и различными формами судорог (в т. ч. синдромом Веста и синдромом Леннокса-Гасто). Обычно заканчивается летальным исходом на первом году жизни.

Пахигирия — укрупнение основных извилин при отсутствии третичных и вторичных. Сопровождается укорочением и выпрямлением борозд, нарушением архитектоники церебральной коры.

Микрополигирия — поверхность коры мозга представлена множеством мелких извилин. Кора имеет до 4-х слоев, тогда как в норме кора насчитывает 6 слоев. Может быть локальной или диффузной. Последняя, полимикрогирия, характеризуется плегией мимических, жевательных и глоточных мышц, эпилепсией с дебютом на 1-ом году жизни, олигофренией.

Гипоплазия/аплазия мозолистого тела. Часто встречается в виде синдрома Айкарди, описанного только у девочек. Характерны миоклонические пароксизмы и сгибательные спазмы, врожденные офтальмические пороки (колобомы, эктазия склеры, микрофтальм), множественные хориоретинальные дистрофические очаги, обнаруживаемые при офтальмоскопии.

Фокальная корковая дисплазия (ФКД) — наличие в коре головного мозга патологических участков с гигантскими нейронами и аномальными астроцитами. Излюбленное расположение — височные и лобные зоны мозга.

Отличительной особенностью эпиприступов при ФКД является наличие кратковременных сложных пароксизмов с быстрой генерализацией, сопровождающихся в своей начальной фазе демонстративными двигательными феноменами в виде жестов, топтания на одном месте и т. п.

Гетеротопии — скопления нейронов, на этапе нейронной миграции задержавшихся на пути своего следования к коре. Гетеротопионы могут быть единичными и множественными, иметь узловую и ленточную форму.

Их главное отличие от туберозного склероза — отсутствие способности накапливать контраст. Эти аномалии развития головного мозга проявляются эписиндромом и олигофренией, выраженность которых прямо коррелирует с числом и размером гетеротопионов.

При одиночной гетеротопии эпиприступы, как правило, дебютируют после 10-летнего возраста.

Тяжелые аномалии развития головного мозга зачастую могут быть диагностированы при визуальном осмотре. В остальных случаях заподозрить церебральную аномалию позволяет ЗПР, гипотония мышц в неонатальном периоде, возникновение судорожного синдрома у детей первого года жизни.

Исключить травматический или гипоксический характер поражения головного мозга можно при отсутствии в анамнезе данных о родовой травме новорожденного, гипоксии плода или асфиксии новорожденного. Пренатальная диагностика пороков развития плода осуществляется путем скринингового УЗИ при беременности.

УЗИ в I триместре беременности позволяет предупредить рождение ребенка с тяжелой церебральной аномалией.

Одним из методов выявления пороков головного мозга у грудничков является нейросонография через родничок. Намного более точные данные у детей любого возраста и у взрослых получают при помощи МРТ головного мозга.

МРТ позволяет определить характер и локализацию аномалии, размеры кист, гетеротопий и других аномальных участков, провести дифференциальную диагностику с гипоксическими, травматическими, опухолевыми, инфекционными поражениями мозга.

Диагностика судорожного синдрома и подбор антиконвульсантной терапии осуществляется при помощи ЭЭГ, а также пролонгированного ЭЭГ-видеомониторинга. При наличии семейных случаев церебральных аномалий может быть полезна консультация генетика с проведением генеалогического исследования и ДНК-анализа.

С целью выявления сочетанных аномалий проводится обследование соматических органов: УЗИ сердца, УЗИ брюшной полости, рентгенография органов грудной полости, УЗИ почек и пр.

Лечение аномалий развития головного мозга

Терапия пороков развития головного мозга преимущественно симптоматическая, осуществляется детским неврологом, неонатологом, педиатром, эпилептологом. При наличии судорожного синдрома проводится антиконвульсантная терапия (карбамазепин, леветирацетам, вальпроаты, нитразепам, ламотриджин и др.).

Поскольку эпилепсия у детей, сопровождающая аномалии развития головного мозга, обычно резистентна к противосудорожной монотерапии, назначают комбинацию из 2 препаратов (например, леветирацетам с ламотриджином).

При гидроцефалии осуществляют дегидратационную терапию, по показаниям прибегают к шунтирующим операциям.

С целью улучшения метаболизма нормально функционирующих мозговых тканей, в какой-то степени компенсирующих имеющийся врожденный дефект, возможно проведение курсового нейрометаболического лечения с назначением глицина, витаминов гр. В и пр. Ноотропные препараты используются в лечении только при отсутствии эписиндрома.

При умеренных и относительно легких церебральных аномалиях рекомендована нейропсихологическая коррекция, занятия ребенка с психологом, комплексное психологическое сопровождение ребенка, детская арт-терапия, обучение детей старшего возраста в специализированных школах. Указанные методики помогают привить навыки самообслуживания, уменьшить степень выраженности олигофрении и по возможности социально адаптировать детей с церебральными пороками.

Прогноз во многом определяется тяжестью церебральной аномалии. Неблагоприятным симптомом выступает ранее начало эпилепсии и ее резистентность к осуществляемой терапии. Осложняет прогноз наличие сочетанной врожденной соматической патологии.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/brain-anomalies

Пороки развития головного мозга: виды, диагностика и лечение

Пороки развития головного мозга

Аномалии головного мозга часто образуются во время нахождения человека в утробе матери. При этом проблема может затрагивать как отдельные церебральные области, так и мозг в целом. Клиническая симптоматика нехарактерная.

Чаще всего наблюдается задержка в развитии, как психологического, так и умственного, а также формируется эпилептический синдром. То, насколько сильными будут проявления, полностью зависит от тяжести поражения. Диагностика проводится при помощи УЗИ до рождения. После используется ЭЭГ, МРТ мозга и нейросонография.

Лечение проводится симптоматическое, так как полностью избавиться от аномалий головного мозга невозможно.

Из всех врожденных болезней проблемы с головным мозгом встречаются в 1/3 случаев. Нередко такая проблема приводит к гибели плода. Выживает лишь четверть всех детей. Также у новорожденных не всегда сразу после родов можно выявить аномалию, поэтому осложнения довольно печальны.

Что это такое – порок развития головного мозга у детей? Это заболевание, при котором нарушается анатомическое строение церебральных структур. То, насколько будет симптоматика заметна, во всех случаях зависит от степени поражения. До 75 % всех случаев возникает антенатальная гибель плода.

Сроки манифестации всегда различны. Как правило, симптомы аномалий проявляются уже в первые месяцы после рождения. Но из-за того, что мозг формируется до восьмилетнего возраста, большая часть пороков активизируется лишь после года.

Нередки ситуации, когда аномалии встречаются с проблемами других органов, например, сращением почек, атрезией пищевода и так далее. На сегодняшний момент медицина стремится к тому, чтобы в 100 % случаев диагностировать проблему до рождения ребенка. Этим занимаются гинекологи и акушеры.

В лечении задействованы, как правило, педиатры, неврологи, нейрохирурги и неонатологи.

Для того чтобы иметь представление о том, какие структуры головного мозга у новорожденного порок затрагивает, нужно понимать, как именно формируется данный орган человека.

Построение нервной системы начинается уже в первую неделю беременности. Нервная трубка окончательно формируется к 23-му дню гестации.

Если ее заращение происходит не до конца, то возникают церебральные аномалии. Передний мозговой пузырь, делящийся на два боковых, составляет основу полушариям мозга. Формируется к 28-му дню беременности.

После этого образуется кора, извилины, базальные структуры мозга и так далее.

Разделение нервных клеток на стадии зародыша формирует серое вещество, а также глиальные клетки, которые и составляют мозг человека. Серое вещество отвечает за работу нервной системы.

Глиальные клетки составляют белое вещество. Оно отвечает за связь всех церебральных структур. Если ребенок рожден в срок, то уже к моменту родов у него такое же число нейронов, как и у взрослого человека.

В последующие три месяца мозг интенсивно развивается.

Причины аномалий

Причины порока развития головного мозга могут быть различными. Сбой может произойти на любом этапе формирования органа. Если он состоялся в первые шесть месяцев беременности, то у ребенка происходит гипоплазия отделов мозга, а также сокращается количество выработанных нейронов.

Даже если церебральное вещество уже полностью сформировалось, из-за сбоя оно может погибнуть. Чаще всего причиной подобной проблемы считается влияние на беременную и, соответственно, плод вредных веществ, оказывающих тератогенное воздействие.

В иных случаях порок развития головного мозга плода встречается в 1 % случаев.

Еще одна влиятельная причина – экзогенная. Многие химические соединения имеют тератогенный эффект. Его оказывает и радиоактивное загрязнение, и некоторые биологические факторы.

Пагубно может сказаться проблемная экология, из-за чего в организм беременной женщины поступают вредные вещества. Курение, алкоголизм и наркомания также могут привести к образованию аномалий. К такому же эффекту приводят сахарный диабет, гипертиреоз.

Некоторые медикаменты также имеют тератогенное воздействие. Врачи не прописывают беременным такие препараты, но бывают случаи, когда на ранней стадии еще ничего не известно о существовании плода. Достаточно лишь одной дозы для того, чтобы образовался порок.

Инфекции, перенесенные беременной, могут привести к аномалиям. Особенно опасными считаются краснуха, цитомегалия и другие.

Виды аномалий

К сожалению, врожденный порок развития головного мозга имеет большое количество разновидностей. Рассмотрим кратко каждую из них:

  • Анэнцефалия. Представляет собой отсутствие головного мозга и костей черепа. Вместо важного органа у ребенка имеется множество соединительных разрастаний и кист. Бывают случаи, когда «мозг» обнажен или покрыт кожей. Такая патология считается смертельной в любом случае.
  • Гетеротопия. Во время нейронной миграции некоторые нейроны могут задержаться и не дойти до коры. Такие скопления могут быть единичными или же множественными. Форма бывает ленточной и узловой. Отличается от туберозного склероза тем, что контраст не накапливается. Подобный порок развития головного мозга у детей проявляются олигофренией. Выраженность симптомов зависит от размера и числа гетеротопионов. Если скопление единичное, то первые проявления могут появиться после 10 лет.
  • Энцефалоцеле. Патология затрагивает кости черепа, они не соединяются в некоторых местах. При этом наблюдается деформация церебральных тканей и оболочек. Болезнь формируется по средней линии. У некоторых детей встречается асимметричная проблема. Иногда болезнь может имитировать кефалогематому. В таких случаях, чтобы установить точный диагноз, используется рентген. То, какой прогноз, полностью зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. Если выпячивание небольшое, а в полости имеется нервная ткань, то можно использовать оперативное вмешательство.
  • Фокальная корковая дисплазия, или ФКД. Данный порок развития головного мозга сопровождается наличием в органе огромных нейронов и аномальных астроцитов. Как правило, они локализуются в лобных и височных частях черепа. В первое время после развития болезни могут у ребенка наблюдаться демонстративные двигательные феномены. Они имеют форму жестов. Примером считается топтание на месте и так далее.
  • Микроцефалия. Проблема характеризуется снижением объема и массы головного мозга. Происходит это из-за недоразвитости органа. Встречается раз в 5 тыс. новорожденных. У ребенка при этом окружность головы уменьшена, а череп имеет нарушенные пропорции. В 11 % всех больных микроцефалией встречается олигофрения. Иногда развивается идиотия. Помимо этого, ребенок отстает в физическом развитии.
  • Гипоплазия мозолистого тела. Чаще всего сопровождается развитием синдрома Айкарди. В зоне риска девочки. Могут возникать офтальмические пороки, дистрофические очаги и другие проблемы. Обнаружить этот порок развития головного мозга можно при офтальмоскопии.
  • Макроцефалия. Характеризуется увеличением объема головного мозга. Встречается реже микроцефалии. Проявляется умственной отсталостью. У некоторых больных возникает судорожный синдром. Бывает частичная макроцефалия, когда увеличен объем и масса лишь у одного из полушарий мозга. Мозговой отдел черепа ассиметричен.
  • Микрополигирия. На поверхности коры имеется большое количество мелких извилин. В норме слоев коры должно быть 6, у больных – не более четырех. Бывает локальной и диффузной. Последняя проявляется эпилепсией, которая развивается после года, олигофренией, проблемами с глоточными и жевательными мышцами.
  • Кистозная церебральная дисплазия. Этот порок развития головного мозга сопровождается образованием кистозных полостей в органе. Они соединяются с желудочковой системой. Кисты могут быть совершенно различных размеров. В некоторых случаях развиваются лишь на одном полушарии. Появление кист может проявляться эпилепсией, которая не поддается лечению антиконвульсантной терапией. Если кисты единичны, то со временем они рассасываются.
  • Пахигирия. Основные извилины укрепляются, а вот третичные и вторичные полностью отсутствуют. Борозды укорачиваются и начинают выпрямляться.
  • Голопрозэнцефалия. Полушария не разделяются, являясь единой полусферой. Боковые желудочки также считаются одним целым. Форма черепа заметно нарушается, могут быть соматические пороки. Как правило, такие дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в течении первых суток.
  • Агирия. Отсутствие извилин или их недоразвитость. Помимо этого, архитектоника коры нарушена. У ребенка наблюдается расстройство психического и моторного развития, а также судороги. Как правило, такие дети умирают на первом году жизни.

Дополнительные виды

Помимо этого, встречаются филонтогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Им характерно отсутствие разделения полушарий. В некоторых случаях передний мозг вовсе или частично не делится на полушарии. Еще один такой тип болезни – правильное развитие черепа, но отсутствие больших полушарий.

Имеется такое понятие, как филогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Если говорить кратко, то это те аномалии, которые в современных условиях уже не встречаются, но были присущи предкам. Существует три вида таких пороков. Первый связан с недоразвитостью органов.

Если говорить лишь о головном мозге, то это отсутствие извилин, коры, неразделение полушарий. Иногда встречается небольшое количество утолщенных извилин. Второй тип связан с сохранением эмбриональных структур, которые ранее были характерны для предков.

Третьему типа характеры атавистические пороки, из-за которых органы находятся не в том месте, где должны быть, а там, где ранее находились в нормальных условиях у предков.

Если речь идет о тяжелых пороках развития головного мозга, то в качестве диагностики будет достаточно внешнего осмотра. В остальных случаях нужно обратить внимание на состояние ребенка на первом году жизни. Могут возникать судороги, гипотония мышц.

Чтобы исключить гипоксический или же травматический характер поражения, необходимо рассматривать анамнез. Как правило, если не было асфиксии у ребенка при рождении, гипоксии плода или травмы во время родов, то скорее всего патология врожденная. Во время беременности диагностика проводится при помощи УЗИ.

Уже в первом триместре при помощи этого метода можно предупредить рождение ребенка, у которого имеется тяжелая церебральная аномалия.

Дополнительные методы диагностики

Еще один вид диагностики – нейросонография. Она осуществляется через родничок. После рождения можно делать МРТ головного мозга. Оно позволит на все 100 % изучить проблему, понять, какой характер заболевания, где находится аномалия, имеются ли кисты, какого размеры и так далее.

Если имеется судорожный синдром, то подбор терапии осуществляется после ЭЭГ. В том случае, если речь идет о семейных случаях церебральных аномалиях, то перед и во время беременности нужно наблюдаться у генетика. Делается при этом ДНК-анализ и генеалогическое обследование.

Для того чтобы выявит проблемы с другими органами, делается УЗИ, рентген и так далее.

Лечение

Терапия в основном направлена на снижение симптомов. При врожденном пороке развития головного мозга (по МКБ-10 присвоен код Q04) ребенок должен наблюдаться у педиатра, неонатолога, невролога и эпилептолога.

Если имеется судорожный синдром, то необходимо назначать антиконвульсантную терапию. Большая часть аномалий мозга сопровождается развитием эпилепсии. Она не поддается лечению противосудорожной монотерапии. Поэтому используют сразу два препарата, например, «Леветирацетам» и «Ламотриджин».

Если возникла гидроцефалия, то врач проводит дегидратационную терапию. При необходимости проводится шунтирующая операция. Чтобы улучшить метаболизм организма, а также вернуть мозговым тканям нормальную функциональность, необходимо принимать витамины группы В, глицин и так далее.

Ноотропные средства разрешены только в том случае, если отсутствует эписиндром.

Лечение легкой степени порока

Если у ребенка легкая степени порока развития головного мозга (по МКБ-10 код – Q04), то проводится нейропсихологическая коррекция. Врачи рекомендуют ребенку заниматься с психологом, посещать арт-терапию.

Детей нужно отдавать в специализированные школы. Если проводить подобные методы терапии, то ребенок сможет обслуживать себя сам. Также это снизит уровень олигофрении и поможет ребенку адаптироваться в обществе.

Прогноз

Прогноз, как правило, неблагоприятный, но зависит еще и от степени порока. Если в младшем возрасте развивается эпилепсия, которая не поддается стандартной терапии, то такой симптом врачи считают неблагоприятным.

Порок головного мозга вместе с соматическими проблемами также не дает высоких шансов на длительное продолжение жизни. Поэтому важно еще до рождения ребенка понять, что у него имеются проблемы с развитием головного мозга.

Итоги

В качестве заключения нужно подчеркнуть, что описанную проблему вылечить не получится. Любая терапия направлена на то, чтобы снять симптоматику. Большая часть больных детей умирают в течении первых 3 лет жизни. Причем до этого срока дотягивает малый процент пораженных. Чаще всего дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в первые сутки или первый год.

К сожалению, выявить все причины возникновения сбоев в организме, которые приводят к порокам мозга, невозможно. Но нужно отметить, что беременной женщине нужно максимально тщательно следить за своим здоровьем и избавиться от всех вредных привычек. Нет никакой гарантии, что, казалось бы, обычное курение не спровоцирует сбой в формировании мозга плода.

Те дети, которые рождаются и доживают хотя бы до 10 лет, всю жизнь пьют таблетки. Им сложно ходить, самостоятельно делать какие-то вещи, говорить. Конечно, все зависит от степени разрушенности головного мозга.

Есть те дети, которые имеют небольшое отклонение. Важная задача родителя: проводить все время с ребенком и развивать его. Небольшой процент детей способны отлично вливаться в общество и спокойно существовать самостоятельно.

Шанс небольшой, но он имеется.

Источник: http://fb.ru/article/400818/poroki-razvitiya-golovnogo-mozga-vidyi-diagnostika-i-lechenie

Порок развития головного мозга у детей: виды, диагностика, терапия

Пороки развития головного мозга

Аномальное развитие головного мозга у детей составляет 1/3 от всех аномалий врожденного типа. Именно порок мозга чаще всего становится причиной гибели плода на внутриутробной стадии развития.

Только четверть всех детей выживают с ним, но он становится причиной смерти ребенка сразу после рождения практически в 40% случаев.

Нередко у новорожденных не выявляют этих дефектов при осмотре в роддоме, и они начинают проявляться значительно позже, приводя к печальным последствиям. 

Формирование органа и развитие аномалий

Пороки развития головного мозга — это неправильное (аномальное) формирование церебральных структур анатомического строения.

Все это влияет на проявления неврологических симптомов, которые могут быть как слабовыраженными, так и тяжелыми. Именно последние становятся причиной смерти плода в утробе матери.

Церебральная аномалия приводит к тому, что новорожденные умирают в первые несколько месяцев жизни.

Важно! Пороки развития плода практически в полном объеме диагностируются преимущественно после года, т. к. мозговые клетки формируются до восьмилетнего возраста.

Порок головного мозга в 50% случаев сочетается с аномалиями соматических органов, таких как:

  • врожденный порок сердца;
  • атрезия пищевода;
  • сращенные почки;
  • поликистоз почек и т. п.

Гинекологи и акушеры стараются выявить проблемы с развитием органов еще на перинатальной стадии. Чаще всего их выявляют при исследовании плода на УЗИ или по результатам лабораторных исследований. Нервная система человека начинает формироваться с первой недели беременности. На 23 день у плода уже сформирована нервная трубка.

Важно! Если передний конец нервной трубки не полностью сросся, то это становится причиной серьезных церебральных аномалий у новорожденного.

На 28 день развития у плода формируется передний мозговой пузырь, который в дальнейшем разделится на 2 полушария. И только потом начнет образовываться кора головного мозга, извилины, мозолистое вещество и т. п.

Из нервных клеток зародыша формируются нейроны, которые лягут в основу серого и белого вещества. Первое курирует высшие нервные процессы, а второе формирует пути, по которым будет идти активность церебральных структур, объединенных в единое целое.

Самое интенсивное развитие мозговых тканей приходится на первые 3 месяца жизни малыша, и в дальнейшем этот процесс развивается вплоть до 8 лет.

Интересно! У новорожденного ребёнка, который родился в положенный срок, количество нейронов такое же, как у взрослого человека.

Что приводит к паталогии

Аномалия может начать формироваться на любом этапе развития головного мозга:

  • первые 6 месяцев беременности — влияют на количество нейронов, из-за низкого количества которых возникают нарушения в разделении клеток, гипоплазии любого отдела головного мозга;
  • после 6 месяцев — возникают поражения и гибель полноценного церебрального вещества.

Чаще всего причиной этих аномалий является негативное влияние на мать и плод самых различных факторов с тератогенным воздействием. На пороки, сформировавшиеся из-за моногенного воздействия, приходится только 1% всех патологий. Поэтому самой частой причиной медики называют экзогенные факторы. К ним относят:

  1. Воздействие активных химических соединений. Нередко это происходит из-за отравления вредными веществами, в том числе и медикаментами или плохой пищей. Нередко возникнет из-за отравления выхлопными газами и вдыхания паров химических реактивов или других опасных веществ.
  2. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Безусловно, этот фон должен находиться в пределах нормы, но благодаря разным авариям некоторые районы полностью непригодны для жилья, хотя люди там живут.
  3. Токсическое загрязнение воздуха, из-за которого чаще всего страдают жители мегаполисов или заводских районов.
  4. Неправильный образ жизни матери, когда эмбриотоксическое воздействие возникает из-за курения, злоупотребления алкоголем, зависимости от наркотиков.
  5. Проблемы со здоровьем у беременной дисметаболического плана — сахарный диабет, гипертиреоз и т. п. Особенно если они не корректируются с помощью специальных препаратов.
  6. Прием медикаментов, обладающих тератогенным воздействием. Чаще всего на ранней стадии, когда женщина не знает о беременности. Отсутствие контроля половой жизни нередко становится результатом того, что от этого страдают дети.
  7. Инфекционные болезни на любой стадии беременности. Самые опасные из них для плода — токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия, краснуха.

Пороки головного мозга: виды

Порок развития, формирования головного мозга может относиться к одному из ниже перечисленных видов:

  • Анэнцефалия. Что это такое? Когда у ребенка отсутствует сам мозг и кости черепа. На их месте развились кистозные и соединительные ткани, которые могут быть как покрытые кожей, так и без нее. С таким пороком жить невозможно.
  • Энцефалоцеле. Церебральные ткани и оболочки проходят через костную ткань черепа, который чаще всего не заращен. Может формироваться по центральной линии или стать асимметричным. Нередко малые энцефалоцеле путают с кефалогематомой, поэтому точный диагноз возможен только после прохождения рентгена. Небольшого размера энцефалоцеле устраняют хирургически.
  • Микроцефалия, при которой мозг имеет малый объем и вес, означающие недоразвитость органа. От этой патологии страдает 1 ребенок на 5000. Голова малыша становится меньше, а также выражены диспропорции между лицом и черепом. Именно от этого вида порока страдают 12% всех детей, больных олигофренией. И чем выраженнее он, тем больше шансов, что ребенок будет подвержен идиотии и отставанию в физическом развитии.
  • Макроцефалия, когда головной мозг слишком большой и по объему, и по массе. В отличие от предыдущего вида менее распространен и чаще всего идет в тандеме со сбоем в архитектонике мозга, точечной гетеротопией в белом веществе. Этим врожденным порокам всегда сопутствуют отсталость в умственном развитии и судорожные синдромы. У детей может встречаться патология, когда увеличено будет одно из полушарий, что становится причиной уродств из-за асимметрии черепа.
  • Церебральная дисплазия кистозного типа состоит из множества кистозных полостей в головном мозге, которые соединяются с системой желудочков. Они могут быть разного размера. Локализация также может быть повсеместной или только в одном полушарии. Больные страдают от припадков эпилепсии, которые сложно подавить даже сильными антиконвульсивными средствами. Если кист мало, то и проявления симптомов будут менее выраженными, провоцируя внутричерепную гипертензию. Они могут рассосаться сами по себе.
  • Голопрозэнцефалия, когда полушария не разделены и являются цельной сферой, в которой боковые желудочки сформировались в цельную полость. Такой порок органов приводит к грубой дисплазии лица и патологиям соматического типа. С этим не живут, поэтому дети рождаются мертвыми или гибнут в первые сутки жизни.
  • Агирия или гладкий мозг, при котором извилины органа неразвиты, а архитектоника коры сильно нарушена. Дети страдают от психических и моторных расстройств, парезов и судорожности, что приводит к смерти в течение первого года жизни.
  • Пахигирия, когда основные извилины слишком крупные без третичной и вторичной извилин. Присутствует сбой в архитектонике коры церебрального типа, а также борозды будут укорочены и выпрямлены.
  • Микрополигирия, при которой кора головного мозга изрезана большим количеством малых извилин и насчитывает 4 слоя, когда нормой является 6 слоев. Характеризуется очагами или диффузией. Из-за этого дети страдают от эпилепсии, плегии мимики, а также мышц жевательного и глотательного типа, олигофрении.
  • Гипоплазия мозолистого тела, которая развивается преимущественно у девочек. Характеризуется миоклоническими пароксизмами, сгибательными спазмами. Ей присущи врожденные пороки офтальмологического типа, большое количество хориоретинальных дистрофических очагов.
  • Корковая дисплазия фокального типа возникает из-за поврежденных участков мозга, где будут огромные нейроны и аномальные астроциты. Преимущественная локализация — височная и лобная зона. Больные могут делать хаотичные движения или длительно топтаться на одном месте.
  • Гетеротопия, характеризуется скоплением нейронов, которые не успели в нейронной миграции попасть в кору головного мозга. Эти очаги бывают как одиночными, так и множественными. Не накапливают контраст, как в случае с туберозным склерозом. Ей характерна олигофрения, эпилепсия. Если очагов мало, то первые симптомы могут проявляться после десятилетнего возраста.

Диагностика пороков

Для выявления некоторых патологий не нужны специальные исследования, особо тяжелые случаи диагностируются визуально. Другие патологии диагностируют по:

  • ЗПР;
  • гипотонии мышечной ткани в неонатальный период;
  • судорожности в первые дни жизни.

Для исключения патологии головного мозга из-за гипоксии или родовой травмы изучают анамнез, где будет прописана вся информация о родовой деятельности. В период беременности пороки головного мозга у плода выявляют с помощью ультразвукового исследования. Уже в первом триместре будут видны серьезные сбои, поэтому женщине предлагают избавиться от такого плода.

Безусловно, на такое решение не стоит соглашаться, имея данные только с одной лаборатории. Но если их подтвердят другие независимые учреждения, то не стоит медлить с решением.

Ведь чем дольше плод находится в женщине, тем больше она к нему привыкает и любит.

После аборта или искусственных родов женщине нужна не только поддержка семьи, но и квалифицированного психолога, чтобы легче перенести такой поступок.

Ряд пороков выявляют с помощью нейросонографии через родничок ребенка, но более информативным и результативным считается МРТ, которое покажет не только характер и локализацию патологии, но и размер кисты, гетеротопии. С ним легко провести дифференциальное исследование при поражении мозга от травмы, гипоксии, опухоли, инфекции. При наличии судорожности подбор терапии проводят с помощью ЭЭГ.

Если церебральные аномалии передаются по наследству, то без консультации у генетика не обойтись. Он проведет генеалогическое исследование и ДНК-анализ. Чтобы выявить сопутствующие аномалии, проводят:

  • УЗИ сердца, почек, брюшины;
  • рентген грудной полости;
  • МРТ других органов.

Терапия

Лечение патологий врожденного типа в головном мозге зачастую симптоматическое. Его проводят детские:

  • неврологи;
  • педиатры;
  • эпилептологи.

Для подавления судорожных симптомов назначают препараты антиконвульсионного типа, как Карбамазепин, Ламотриджин и Вальпроат. Но ввиду того что эпилептические припадки у детей крайне стойки к такому лечению, для их устранения назначают комбинацию антиконвульсивных средств. Не всегда это положительно сказывается на самочувствии ребенка, что усложняет терапию и подбор лекарственных препаратов.

Чтобы убрать гидроцефалию, назначается дегидратационное лечение, в крайних случаях проводят шунтирование. Для улучшения метаболических процессов в нормально развитых тканях мозга, которые могут компенсировать дефект в мозге, назначают нейрометаболическое лечение.

В нем будет преобладать Глицин и ряд витаминов. Ноотропные средства могут быть задействованы только при отсутствии эпилептических припадков.

Если ввести их наряду с эпилептическими приступами, ребенок может погибнуть из-за того, что последние серьезно усложнятся, и совершенно не будут поддаваться коррекции.

Если церебральные пороки имеют легкую форму, то эффективной окажется коррекция нейропсихологического типа, активная работа психолога и его сопровождение ребенка длительное время. Полезны терапия рисунком и обучение малыша в специализированных образовательных учреждениях.

Все это позволит приучить ребенка к самообслуживанию, снизить выраженность олигофрении и дать малышу социальную адаптацию. Чаще за такими детьми нужен постоянный присмотр, который преимущественно осуществляют родители, не отказавшиеся от него после получения диагноза.

Чем тяжелее порок, тем менее положительный прогноз для ребенка. Еще хуже, если эпилептические припадки начались рано, и их сложно корректировать. Ухудшают положение ребенка и сопутствующие патологии. Такой тандем редко совместим с жизнью.

Нужно понимать, что такая жизнь – это мучения и ребенка, у которого не будет полноценной жизни, и его семьи, т. к. уход за ним нужен постоянный, и он не всегда легок, как кажется.

Поэтому если диагностируют патологию на ранней стадии беременности, нужно прислушиваться к врачу и не давать жизнь, которую такому ребенку будет невероятно сложно прожить.

Источник: https://GolovaUm.ru/zabolevaniya/vrozhdennye/porok-razvitiya-golovnogo-mozga.html

Пороки (аномалии) развития головного мозга: понятие, виды

Пороки развития головного мозга

Пороки развития головного мозга – это врожденные состояния, которые вызваны повреждением или ненормальным развитием центральной нервной системы. Так же данные аномалии называют цефалическими пороками развития нервной системы.

Такие патологии являются врожденными, это означает, что заболевание присутствует и как правило перед рождением.

Несмотря на многочисленные врожденные нарушения развития нервной системы, в этом информационном материале будут кратко описаны заболевания, связанные только с головным мозгом.

Пороки развития головного мозга не обязательно обусловлены каким-либо одним фактором, они могут зависеть от ряда наследственных или генетических состояний или воздействия окружающей среды во время беременности, включая такие факторы как медикаменты, принимаемые матерью, инфекционное заболевание матери ребенка или облучением. Некоторые аномалии развития возникают, когда черепные швы (фиброзные суставы, которые соединяют кости черепа) соединяются преждевременно. Большинство «головных» пороков вызваны нарушением, которое происходит очень рано в развитии нервной системы плода.

Нервная система человека начинает развиваться из небольшой специальной пластины клеток на поверхности эмбриона. В начале развития эта пластинка клеток образует нервную трубку, узкую оболочку, которая закрывается между третьей и четвертой неделями беременности, образуя головной и спинной мозг эмбриона.

Четыре основных процесса отвечают за развитие нервной системы: пролиферацию клеток, процесс, в котором нервные клетки делятся на новые поколения клеток; клеточная миграция, процесс, в котором нервные клетки перемещаются из своего места происхождения в место, где они останутся на всю жизнь; клеточная дифференциация, процесс, в ходе которого клетки приобретают индивидуальные характеристики; и отмирание клеток, естественный процесс, в котором клетки отмирают. Понимание нормального естественного развития нервной системы человека, может позволить лучше изучить пороки развития и заболевания головного мозга.

Повреждение развивающейся нервной системы является одной из основных причин хронических расстройств, связанных с инвалидностью, а иногда и смерти у младенцев, детей и даже взрослых. Степень, в которой повреждение развивающейся нервной системы вредит разуму и телу, сильно различается.

Большинство инвалиды неспособны в конечном итоге нормально самостоятельно функционировать в обществе.

Некоторые дети и взрослые умирают, другие полностью остаются инвалидами, а еще большее число людей, имеющих пороки развития головного мозга частично дееспособно, функционируя значительно ниже, чем при нормальной работоспособности на протяжении всей жизни.

Виды пороков развития головного мозга

Анэнцефалия – порок развития плода, вызванный дефектом нервной трубки, который возникает, когда головной (головной) конец нервной трубки не закрывается.

Развивается внутри утробы матери, как правило, между 23-м и 26-м днями беременности, что приводит к отсутствию значительной части мозга, черепа и кожи головы.

Младенцы с этой патологией рождаются без переднего мозга – самой большой части мозга, состоящей в основном из головного мозга, которая отвечает за мышление и координацию. Оставшаяся ткань головного мозга часто остается открытой – не покрывается костью или кожей.

Кольпоцефалия – это врожденный порок, при котором наблюдается ненормальное расширение затылочных рогов задней или задней части боковых желудочков (полостей или долей) головного мозга.

Это увеличение происходит, когда происходит недостаточное развитие или отсутствие утолщения белого вещества в заднем мозге. Кольпоцефалия характеризуется микроцефалией (патологически мелкая голова) и задержкой развития.

К иным особенностям можно отнести моторные аномалии, мышечные спазмы и конвульсии.

Голопрозэнцефалия – это врожденная патология, характеризующаяся провалом проэнцефалона (переднего мозга эмбриона).

При нормальном развитии формируется передний мозг, и лицо начинает развиваться в пятую и шестую недели беременности.

Голопроэнцефалия вызвана неспособностью переднего мозга эмбриона разделить на формирование двусторонних полушарий головного мозга (левая и правая половины мозга), вызывая дефекты в развитии лица и в структуре и функции мозга.

Гидранэнцефалия – редкая патология, при которой полушария головного мозга отсутствуют и заменяются мешочками, заполненными спинномозговой жидкостью. Обычно мозжечок и мозговой мозг формируются нормально. У младенца с гидраэнцефалией может показаться нормальным при рождении.

Размер головы ребенка и спонтанные рефлексы, такие как сосание, глотание, плач и перемещение рук и ног, могут показаться нормальными. Однако через несколько недель ребенок обычно становится раздражительным и имеет повышенный мышечный тонус (гипертония). Через несколько месяцев жизни могут развиться судороги и гидроцефалия.

Другие симптомы могут включать нарушение зрения, отсутствие роста, глухоту, слепоту, спастический квадрипарез (паралич) и интеллектуальный дефицит.

Иниэнцефалия – редкий дефект нервной трубки, который сочетает в себе экстремальную ретрофлексию (обратный изгиб) головы с тяжелыми дефектами позвоночника.

Зараженный ребенок имеет тенденцию быть коротким, с непропорционально большой головой. Диагноз может быть сделан сразу после рождения, потому что голова настолько сильно ретрофлексирована, что лицо смотрит вверх.

Кожа лица связана непосредственно с кожей сундука, а кожа головы напрямую связана с кожей спины. Как правило, шея отсутствует.

Лиссэнцефалия, что в буквальном смысле означает «гладкий мозг», является редкой аномалией головного мозга, характеризующейся микроцефалией и отсутствием нормальных извилин в головном мозге. Это вызвано дефектной миграцией нейронов, процессом, в котором нервные клетки перемещаются из места их происхождения в их постоянное место.

Мегалэнцефалия, также называемая макроцефалия, является заболеванием, при котором развивается аномально большой, тяжелый и, как правило, умственно недоразвитый головной мозг. По определению вес головного мозга намного больше среднего для возраста и пола ребенка. Увеличение головы может проявляться при рождении или голова может стать аномально большой в первые годы жизни.

Микроцефалия – это неврологическое расстройство, при котором окружность головы меньше средней по возрасту и полу ребенка или ребенка.

Микроцефалия может быть врожденной или развиваться в первые несколько лет жизни.

Патология может быть связана с широким спектром состояний, которые вызывают неправильный рост головного мозга, или от синдромов, связанных с хромосомными аномалиями.

Порэнцефалия – чрезвычайно редкое заболевание центральной нервной системы в результате кисты или полости в полушарии головного мозга. Кисты или полости обычно являются остатками деструктивных поражений, но иногда являются результатом аномального развития. Патология может развиваться до или после рождения.

Шизэнцефалия – редкое расстройство развития, характеризующееся аномальными щелями или расщелинами в полушариях головного мозга. Шизэнцефалия – это форма порэнцефалии.

Люди, имеющие расщелинами в обоих полушариях или двусторонние расщелины, часто имеют задержки в развитии и плохо развитые речевые и языковые навыки и кортикоспаническую дисфункцию.

Люди, имеющие меньшие односторонние щели (расщелины в одном полушарии) могут иметь недоразвитую одну сторону тела, а также средний или ниже среднего интеллект.

Пациенты с шизенцефалией могут также иметь разную степень микроцефалии, задержку развития и когнитивные нарушения, гемипарез (слабость или паралич, влияющие на одну сторону тела), или квадрипарез (слабость или паралич, влияющие на все четыре конечности), и могут иметь уменьшенный мышечный тонус (гипотония). Большинство пациентов жалуются на судороги, а у некоторых может развиваться гидроцефалия.

Редкие пороки (аномалии) развития головного мозга

Ацефалия буквально означает отсутствие головы. Этот порок встречается гораздо реже, чем анеэнцефалия. Асефальный плод – паразитический близнец, прикрепленный к нетронутому плоду.

У ацефального плода есть тело, но ему не хватает головы и сердца; Шея плода прикреплена к нормальному двойнику. Кровоснабжение атефатического плода обеспечивается сердцем близнеца.

Асефальный плод не может существовать независимо от плода, к которому он прикреплен.

Экзенцефалия – это патология, при которой мозг расположен за пределами черепа. Это состояние обычно встречается у эмбрионов как ранняя стадия анэнцефалии. По мере развития эксэнцефалической беременности нейронная ткань постепенно дегенерирует. Невозможно найти младенца, перенесенного этот пороком, потому что дефект несовместим с выживанием.

Макроцэфалия – это патология, при котором окружность головы больше средней по возрасту и полу ребенка или ребенка. Это описательный, а не диагностический термин и характерен для различных расстройств. Макроцефалию также можно унаследовать.

Хотя одна из форм макроцефалии может быть связана с задержками развития и когнитивными нарушениями, примерно в половине случаев психическое развитие является нормальным. Макроцефалия может быть вызвана увеличенным мозгом или гидроцефалией.

Это может быть связано с другими нарушениями, такими как карликовость, нейрофиброматоз и туберкулезный склероз.

Микроэнцефалия – это порок развития головного мозга, характеризующийся небольшим мозгом, который может быть вызван нарушением пролиферации нервных клеток. Патология также может быть связана с такими проблемами матери, как алкоголизм, диабет или краснуха (немецкая корь).

Генетический фактор может играть определенную роль в возникновении некоторых случаев микроэнцефалии. Пострадавшие новорожденные обычно имеют серьезные неврологические дефекты и судороги.

Серьезно нарушенное интеллектуальное развитие является обычным явлением, но нарушения двигательных функций могут появляться дольше в жизни.

Отоцэфалия является летальным заболеванием, при котором основной особенностью является агнатией – аномалия развития, характеризующаяся полным или виртуальным отсутствием нижней челюсти. Состояние считается смертельным из-за плохо функционирующей глоточной дуги. При отоцефалие агнатия может возникать одна или совместно с голопроэнцефалией.

Краниостозы

Другой группой менее распространенных головных нарушений являются краниостозы. Краниостоны – это деформации черепа, вызванные преждевременным слиянием или соединением краниальных швов. Краниальные швы – это волокнистые суставы, которые соединяют кости черепа вместе. Характер этих деформаций зависит от того, какие швы затронуты.

Брахицефалия возникает, когда коронарный шов задерживается преждевременно, вызывая укороченный диаметр черепа назад к спине. Корональный шов представляет собой волокнистый сустав, который объединяет лобную кость с двумя теменными костями черепа. Пристенные кости образуют верх и стороны черепа.

Оксицефалия – это термин, иногда используемый для описания преждевременного закрытия коронарного шва плюс любой другой шов, или его можно использовать для описания преждевременного слияния всех швов. Оксицефалия является самой тяжелой из краниостоз.

Плагиоцефалия является результатом преждевременного одностороннего слияния (соединения одной стороны) корональных или лямбдоидных швов. Лямбдоидный шов объединяет затылочную кость с теменными костями черепа.

Плагиоцефалия – это состояние, характеризующееся асимметричным искажением (сплющиванием одной стороны) черепа.

Это обычное явление при рождении и может быть результатом мозгового уродства, ограничительной внутриутробной среды или черепаховидной железы (спазм или затягивание мышц шеи).

Понятие Скафоцефалия применяется для преждевременного слияния сагиттального шва. Сагиттальный шов соединяет две теменные кости черепа. Скафоцефалия является наиболее распространенной из краниостенозов и характеризуется длинной узкой головой.

Тригоноцефалия – это преждевременное слияние метопического шва (часть лобного шва, который соединяет две половины лобной кости черепа), в которой V-образная аномалия возникает в передней части черепа. Он характеризуется треугольным выпуклостью лба и близко уложенными глазами.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 3 ЛЕТ ЖИЗНИ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

ЕЩЕ: НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Источник: http://nevrologvolgograd.ru/poroki_anomalii_razvitiya_golovnogo_mozga_ponyatie_vidyi.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.