Умственная отсталость у детей

Содержание

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей.

Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети».

Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных  и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин.

Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна.

А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Степени

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится.

Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка.

Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики.

Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко.

В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Симптоматика

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками.

Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения.

Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием.

По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение.

Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения.

Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств.

При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Диагностика

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни.

Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны.

Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

https://www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта.

Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки.

На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Умственная недостаточность —  задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней —  умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/umstvennaya_otstalost_u_detej.html

Умственно-отсталый ребенок: причины и признаки

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и признаки умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням

Факторы риска

Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа.

Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни.

Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.

Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:

  1. Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
  2. Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
  3. Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
  4. Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.

Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска.

Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов.

Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.

Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями.

Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности.

Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.

Умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей

Клиническая картина

Основным признаком недоразвитости психики является низкий уровень интеллекта. Рассматриваемая патология подразделяется на три степени тяжести, которые характеризуются уровнем интеллектуальных способностей.

Легкая форма патологии, именуемая дебильностью, диагностируется в том случае, когда показатель IQ варьируется от шестидесяти девяти до пятидесяти баллов.

Что такое умственная отсталость легкой степени? Специалисты говорят о том, что дети с этим диагнозом, своим внешним видом ничем не отличаются от здоровых сверстников. Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде сложности в освоении различных навыков.

Трудности, связанные с быстрым переключением внимания, и сниженная концентрация, являются основными симптомами болезни. Важно отметить, что, несмотря на низкий уровень интеллекта, такие дети обладают феноменальной памятью.

Дети с диагнозом дебильность, находятся в зависимости от своего близкого окружения. Проблемы с построением коммуникативных связей и отсутствие способности распознавать эмоции, приводят к появлению замкнутости.

В редких случаях, такие дети, в попытках привлечь к себе внимание сверстников, совершают различные нелепые поступки.

Следует упомянуть о том, что дети, относящиеся к данной группе, понимают свою «особенность» и стараются скрыть наличие болезни.

Средняя степень умственной отсталости обозначается при помощи термина «имбецильность». При этом заболевании, уровень интеллектуального развития составляет от тридцати пяти до сорока девяти баллов.

Дети, относящиеся к этой категории, испытывают трудности в освоении базовых навыков, включая чтение, простой счет и письменную грамотность. Они обладают способностью видеть отличия между похвалой и наказанием, испытывают привязанность и при должном подходе к воспитательному процессу осваивают элементарные навыки самообслуживания.

Несмотря на все вышеперечисленное, люди с диагнозом имбецильность нуждаются в пожизненном контроле и уходе от своих близких.

Тяжелая степень патологии, именуемая идиотией, диагностируется в том случае, когда коэффициент интеллекта составляет ниже тридцати четырех баллов. Дети с этим диагнозом практически не обучаемы.

Характерными признаками заболевания являются отсутствие речи и хаотичные движения конечностей. Эти симптомы дополняются отсутствием эмоциональных проявлений собственных ощущений.

Из-за необходимости постоянного надзора и контроля, большинство пациентов находится на содержании в специализированных клиниках.

Важно обратить внимание на то, что тест IQ один из важных диагностических инструментов, который используется только в сочетании с другими методами диагностики. Существуют ситуации, в которых люди, имеющие низкий уровень интеллекта, не обладают признаками тяжелой степени умственной отсталости.

Умственная отсталость у детей представляет собой задержку, или же недостаточное развитие психических процессов

Рассматривая вопрос, как проявляется умственная отсталость у детей, симптомы и признаки, давайте уделим особое внимание специфическим проявлениям олигофрении:

  • проблемы с социальной адаптацией и усвоением базовых навыков;
  • трудности, связанные с соблюдением четко установленного распорядка дня;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности и неусидчивость;
  • плохое поведение;
  • приступы мигрени, судорожные припадки и частичный паралич конечностей.

Проведение диагностических мероприятий

Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте.

Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности.

Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.

В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия.

Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости.

Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу.

Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.

В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.

Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка

Методы терапии

Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности.

Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств.

Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.

При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов.

Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность.

Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.

В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным.

Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения.

Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.

Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.

Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь.

Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов.

В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.

При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими

Профилактические мероприятия

Важность профилактических мероприятий рассматриваемого заболевания — первостепенна.

Молодым парам, находящимся на этапе планирования беременности, рекомендуется отнестись к этому вопросу с должным вниманием.

Прохождение полного диагностического обследования позволяет снизить степень развития умственной отсталости у детей, спровоцированной генетическими, инфекционными или хроническими заболеваниями у родителей.

Супругам важно помнить, что на их плечах лежит ответственность за здоровье будущего поколения. Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание и должное внимание к своему здоровью, позволят избежать сложных болезней у детей.

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/umstvennaya-otstalost/umstvenno-otstalyj-rebenok-prichiny-i-priznaki.html

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

Умственная отсталость у детей

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека.

Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких.

Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Виды умственной отсталости

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками.

Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей.

Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

  1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
  2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
  3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
  4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.

Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.

Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка.

Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д).

Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов.

Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д.

Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  1. Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  2. Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  3. Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  4. Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  5. Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е.

с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости).

К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще.

Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению.

Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии.

Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни.

Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/psixika/kak-vovremya-zapodozrit-i-vyyavit-u-detej-simptomy-umstvennoj-otstalosti.html

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость у детей

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.

Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными.

При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.

  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире.

Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей.

Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием.

Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/umstvennaya-otstalost-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.