Жестокое обращение с ребенком

Содержание
  1. Последствия жестокого обращения с детьми – Психология жизни
  2. Физиологические последствия жестокого обращения с детьми
  3. Последствия жестокого обращения с ребенком для его психики
  4. Жестокое обращение с детьми
  5. Причины жестокого обращения с детьми
  6. Классификация
  7. Осложнения
  8. Диагностика
  9. Лечение при жестоком обращении с детьми
  10. Прогноз и профилактика
  11. Жестокое обращение с детьми
  12. Формы жестокого обращения с детьми
  13. Физическое насилие
  14. Сексуальное насилие
  15. Психологическое насилие
  16. Пренебрежение нуждами
  17. Распространённость
  18. Причины
  19. Последствия
  20. Восприятие детьми жестокого обращения
  21. Профилактика
  22. Художественные фильмы
  23. Жестокое обращение с детьми (статья 156 УК РФ). Проблема жестокого обращения с детьми :
  24. Закон
  25. Вечная проблема
  26. Мораль
  27. Физическое насилие
  28. Эмоции и воспитание
  29. Группа риска
  30. Последствия у детей
  31. Когда немного повзрослел..
  32. Если родители – самодуры
  33. Откуда родом
  34. Заключение

Последствия жестокого обращения с детьми – Психология жизни

Жестокое обращение с ребенком

«Всыпать бы тебе как следует – сразу учиться начнешь!» Многие из нас часто слышали эту фразу в детстве, зарекались когда-либо говорить так своим детям и все же время от времени выпаливают ее. И поднимают на детей руку, «потому что сил нет».

В этой статье мы расскажем вам, как организм ребенка реагирует на наказания, как это сказывается на школьной успеваемости. И какими могут быть последствия жестокого обращения с детьми с точки зрения нейропсихологии и психофизиологии. Родительская вина

На физическом уровне насилие – переживание боли, а боль сигнализирует об опасности и запускает механизм «бей или беги». Взрослый сильнее ребенка, поэтому редкий ребенок будет проявлять по отношению ко взрослому физическую агрессию как самозащиту.

Однако выход негативным эмоциям нужен, поэтому агрессия часто направляется на тех, кто не может себя защитить. Это могут быть и другие дети, и некоторые взрослые. Зачастую внезапно проявившаяся детская агрессия может быть признаком того, что по отношению к ребенку применяют насилие.

Насилие – это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Когда мы кричим на ребенка, обзываем его, лишаем значимых вещей или общения с друзьями, с физиологической точки зрения используя жестокие методы воспитания мы наносим ребенку практически такой же вред, как когда бьем ремнем.

Физиологические последствия жестокого обращения с детьми

Ольга Семенова, нейропсихолог:
«У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие и жестокость, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У жертв психологического насилия нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который связывают с формированием привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.

Кроме того, неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления»: позитивный опыт не служит для таких детей ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать им путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне уже во взрослой жизни, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие». Как помочь ребёнку выйти из стресса?

Регина Мачинская, психофизиолог:
«К стрессу приводит не только физическая боль, но и прежде всего унижение, которому подвергается ребенок. Этот стресс возникает как реакция на невозможность удовлетворить свои потребности в принятии, уважении и любви.

Удовлетворение этих потребностей влияет на созревание всех структур мозга – прежде всего тех, которые важны для формирования внимания, речи, мотивационной и эмоциональной регуляции.

С физиологической точки зрения происходит следующее: нервные клетки гипоталамуса – структуры, которая реагирует на важные для человека события (в том числе и удовлетворение потребностей) – должны выделять особые вещества, нейрогормоны.

Если отношения ребенка с близкими вместо положительных эмоций вызывают стресс, то синтез этих веществ в гипоталамусе нарушается. Происходит сбой: нарушается нормальное созревание мозговых механизмов, отвечающих за эмоционально — мотивационную регуляцию и познавательную деятельность. Как воспитать психопата? Подробная инструкция

Возникает замкнутый круг: наказания, цель которых состоит в коррекции поведения ребенка, на самом деле снижают возможности усвоения знаний и самоконтроля, а значит, дают новые поводы для наказания». Модель наказания без насилия. Как правильно наказывать ребёнка?

Последствия жестокого обращения с ребенком для его психики

У ребенка появляется страх наказания. Страх – сильный мотиватор, но он стимулирует только к одной активности – избеганию того, что пугает.

Телесные наказания не прибавляют сообразительности и усидчивости, зато дети начинают активно врать, ведь это единственный шанс избежать наказания. Они прячут и портят тетради и дневники, делают все, чтобы родители не узнали о плохих отметках.

Они сочиняют, что задание им не задали, а контрольную перенесли. Это происходит потому, что взрослый несдержан, нетерпелив, импульсивен и агрессивен по отношению к своему ребенку.

Если наказания особо жестокие, то некоторые дети совершают побеги из дома, а другие суицид. Причем они накладывают на себя руки импульсивно, поэтому детские суициды наименее предсказуемы. Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

В ситуации психологического насилия и жестокого обращения в семье ребенок оказывается в практически безвыходной ситуации. Он не может перестать общаться с родителями, поменять место жительства.

Насилие исходит от близких людей, а значит, мир в целом и собственный дом перестают быть безопасным местом.

Отношения с близкими больше не дают опоры, а собственная личность тем более, ведь это она совершает те самые ошибки, за которые потом наказывают.

На межличностном уровне психологическое насилие приводит к утрате доверия, эмоциональной закрытости, нежеланию проявлять себя (любое проявление опасно, так как за этим может последовать наказание).

На внутреннем психологическом уровне маленькая жертва жестокого обращения и насилия обесценивает себя как личность.

Ведь у ребенка пока нет здорового внутреннего стержня, и он ориентируется в оценке себя на авторитетных взрослых.

В любой ситуации, угрожающей провалом, ребенок легко впадает в панику. Она, в свою очередь, приводит к утрате способности мыслить логически.

Неуверенность в себе не дает опереться на имеющиеся опыт и знания: ребенку кажется, что он все делает неправильно.

Жестокое обращение с детьми фактически подавляет в них инициативность и креативность, они перестают испытывать радость от жизни. Ребёнок стал агрессивным? Способы коррекции агрессивного поведения

Наивно и опасно надеяться, что путем телесных наказаний и психологического насилия можно вырастить психически здорового, эмоционально зрелого человека

У детей по мере взросления развиваются зависимости, формируется идея того, что бить – это нормально, что с помощью физического насилия можно решать проблемы.

Наиболее распространенные последствия психологического насилия и жестокого обращения в детском возрасте, которые можно наблюдать у взрослых, – синдром хронической усталости, «стокгольмский синдром», ангедония (неспособность испытывать удовольствие от жизни), депрессия, нарушение привязанности.  Принципы ненасилия в семье

Если чувствуете, что поступили неправильно, несправедливо по отношению к собственному ребенку, не стесняйтесь извиниться. Это научит его видеть, признавать и исправлять допущенные ошибки. Крайне важно научиться прощать себе свои ошибки, видеть в каждой из них возможность измениться к лучшему. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Эксперты:Ольга Семенова – нейропсихолог, кандидат психологических наук.

Регина Мачинская – психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-travmi/posledstviya-zhestokogo-obrashheniya-s-de.html

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с ребенком

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка.

Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации.

Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно.

Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс.

погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

  • Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.
  • Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.
  • Культурно-образовательный уровень родителей. Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.
  • Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного проявляется агрессивным, уничижительным обращением. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.
  • Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.
  • Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания, способствующие изоляции, инвалидизации.

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов.

Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни.

Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы.

Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

  1. Физическое насилие. Предполагает преднамеренное нанесение физических страданий ребенку. Последствия – ушибы, травмы, инвалидность, гибель.
  2. Сексуальное насилие. Ребенок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
  3. Пренебрежение нуждами. Отсутствие заботы о ребенке проявляется нарушениями эмоциональной сферы, отклонениями физического, психического развитии, соматическими болезнями.
  4. Психическое насилие. Включает периодические, длительные либо постоянные психологические воздействия, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства. К данному виду насилия относятся:
  • Унижение, критика. Родители открыто не принимают ребенка, говорят о неприязни, нелюбви, осуждают действия, принижают, оскорбляют, насмехаются, формируя низкую самооценку.
  • Угрозы. Ребенок постоянно подвержен обещаниям физической расправы, психологического отвержения, лишения материальных благ.
  • Изоляция. Существует жесткий контроль над общением, передвижением ребенка, практикуются «домашние аресты». При психологической изоляции родители умышленно демонстрируют холодность, равнодушие, не реагируют на речь, поступки ребенка.
  • Использование привилегий. Родители не оставляют ребенку свободы выбора. «Взрослость», способность зарабатывать деньги интерпретируется как привилегия управлять жизнью: выбирать одежду, еду, способы обучения, проведения досуга.
  • Однократное грубое воздействие. Совершается мощное психологическое влияние, формирующее психотравму.

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие.

Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия.

Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

https://www.youtube.com/watch?v=4I0D7tuxRrc

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность.

По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности.

Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями.

Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей.

10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте.

У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

  • Опрос родителей. Врач-психиатр, психолог задают вопросы о семейных отношениях, особенностях поведения, настроения ребенка. Жестокое обращение предполагается, если состояние ребенка не соответствует ответам матери, отца; родители враждебно настроены, отказываются сотрудничать со специалистами; игнорируют, искаженно интерпретируют заключения врачей (травматолога, педиатра); легко становятся возбужденными, не контролируют свое поведение; испытывали жесткость от своих родителей; опровергают свидетельства очевидцев (соседей, прохожих); имеют алкогольную, наркотическую зависимость.
  • Беседа с ребенком. После установления продуктивного контакта врач расспрашивает ребенка об увлечениях, отношениях с мамой, папой, уточняет частоту насильственных действий, отказов в помощи, оценивает эмоциональные, поведенческие изменения при обсуждении травмирующих ситуаций, выясняет, есть ли у ребенка близкие люди – друзья, родственники. Результаты беседы интерпретируются вместе с заключением педиатра, психолога, травматолога, характеристиками педагогов, протоколами работников полиции.
  • Психодиагностика. Детский психолог использует опросники, проективные методы для выявления эмоциональных отклонений, коморбидных психических нарушений, симптомов, ассоциированных с острой и хронической психотравмой. По результатам определяется уровень тревожности, депрессии, агрессивности, импульсивности, риск асоциального поведения. Используются рисуночные тесты, интерпретационные методики, опросники: «Перечень детского поведения», «Детская шкала для диагностики посттравматического стресса», «Контрольный список травматических симптомов».

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения.

Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения.

Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка.

Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/child-abuse

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с ребенком

Автор Кирилл Карпенко

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.

Жестокое обращение с ребёнком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Формы жестокого обращения с детьми

Выделяют 4 типа:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами.

Физическое насилие

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия: избиение; пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки; порка; нанесение травм, ожогов; вырывание волос; фиксация в неудобной позе; укусы; изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.

); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды); грубое нарушение режима дня; обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); сильное встряхивание грудных детей.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия:  половой акт; телесный контакт с половыми органами ребенка; введение различных предметов во влагалище или анус ребенка; мастурбация; демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку; демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребенка; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц; игры сексуального характера; изготовление порнографических изображений ребенка; подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка; разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка; детская проституция; детский сексуальный туризм; детская порнография; трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия: отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами: оставление ребенка без присмотра; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий; приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка; отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; несоответствие одежды ребенка погодным условиям; непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке; опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.; отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Распространённость

По научным данным на 2016 год, более 78 % детей в России сталкиваются с жестоким обращением в той или иной форме.

Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому – мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет.

Большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина – на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины – 95% случаев.

Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

Причины

Первой причиной жестокого обращения с детьми является личность насильника. Известно, что многие взрослые, проявляющие жестокость к детям, сами в детстве подвергались насилию со стороны своих родителей.

Вероятно, они просто перенимают этот стиль воспитания и полагают, что это нормальный, правильный и единственный подход к детям. Очевидно, что именно личностные особенности Елены Спаховой побудили её проявить жестокое обращение с младенцем Егором, которого она похитила.

Никаких других причин сделать это не было.

Вторая причина относится к личности ребёнка. Риск жестокого обращения выше у ребёнка с различными дефектами и отклонениями. Родителей может раздражать, что ребёнок плачет, не может ухаживать за собой, требует много внимания и времени. Чрезмерно обидчивые дети также подвергаются высокому риску насилия.

Третьей причиной являются принятые в обществе нормы, писаные и неписаные, в отношение насилия, в том числе в отношении детей. Факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми, являются бедность, безработица. Хотя насилие над детьми встречается во всех слоях общества.

Отношение к жестокому обращению с ребёнком в российском обществе

По данным статистики в России в два раза меньше случаев жестокого обращения с детьми, чем в США. Но по данным той же статистики в России в два раза больше детей погибают от жестокого обращения!

О чём говорят эти цифры? Вероятно, о том, что в России в два раза больше детей страдают от жестокого обращения, но факты жестокого обращения фиксируются в четыре раза реже.

Я не один год проработал в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и могу свидетельствовать, что должностные лица очень неохотно работают с фактами жестокого обращения с детьми.

Последствия

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть.

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть.

В результате нередко развивается комплекс неполноценности, психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства.

У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями.

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают.

Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей.

Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими.

Восприятие детьми жестокого обращения

В одном исследовании учёным удалось выяснить, как дошкольники воспринимают жестокое обращение.

1. Существует шесть основных видов поведения, которые дети 5–7 лет считают насилием: убийство, рукоприкладство (побои), изнасилование, моральное подавление, унижение, принуждение. Наиболее распространено представление о насилии как физическом воздействии: убийстве и рукоприкладстве.

2. Дети, не имеющие опыта домашнего насилия, воспринимают последнее как абстрактное преступное деяние (убийство, рукоприкладство, изнасилование): «Бандит стреляет в другого бандита, тот падает и умирает насовсем»; «Взрослые мальчики больно дерутся на улице руками и ногами – прямо кровь может с человека капать» или «Дядя тёте делает больно, и она горько так плачет».

3. Дети, пережившие опыт жертвы насилия в семье, воспринимают его как конкретную форму физического принуждения (побои), сочетающегося с моральным подавлением личности: «Папа, когда злится, бьет меня и маму»; «Мама, когда у неё плохое настроение, злобно говорит, что лучше бы меня, такой бестолковой, не было».

4. Главной причиной, по которой люди подвергаются семейному насилию, дети считают провоцирующее поведение жертвы при нарушении последней принятых в семье норм и правил. Само насилие дети воспринимают как эффективное средство «исправления» поведения или личности жертвы.

5. В процессе семейного воспитания с репрессивными элементами у детей нередко возникает положительный образ человека, прибегающего к насилию, которое, по их мнению, направлено на исправление их нежелательного поведения.

Таким образом, у части детей может формироваться положительное восприятие насильственных действий как вынужденного средства адаптации к неприятным ситуациям взаимодействия ребенка с близкими: «Я плохая, поэтому папа и мама меня иногда бьют».

5. Дети с опытом жертвы семейного насилия сами приблизительно в три раза чаще по сравнению с детьми без такового используют физическое принуждение в отношениях со сверстниками.

При этом первая группа ребят не просто воспроизводит пережитые в личном опыте семейной жизни формы насилия, а осознанно выбирает виды насилия по отношению к другим в зависимости от содержательного контекста ситуации и целей своего поведения.

Профилактика

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально-психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения, управления своими эмоциями, отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому самостоятельно с помощью книг:

Художественные фильмы

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/60-zhestokoe-obrashchenie-s-detmi.html

Жестокое обращение с детьми (статья 156 УК РФ). Проблема жестокого обращения с детьми :

Жестокое обращение с ребенком

Жестокое обращение с детьми, к сожалению, в современном мире – это вполне “нормальное” явление. Зачастую такое поведение просто скрывается. Подобного рода поведение наказывается.

Статья 156 УК РФ предусматривает огромный штраф за жестокое обращение и уголовную ответственность, вплоть до лишения родительских прав.

Давайте же сегодня затронем данную тему со стороны законодательной и психологической.

Закон

Итак, что же говорит закон о нашей сегодняшней теме? Статья 156 УК РФ гласит, что забота о несовершеннолетних детях и подопечных целиком и полностью лежит на плечах родителей/опекунов.

При всем этом, необходимо обеспечивать правильное развитие деток и позволять им находиться в спокойной, уравновешенной атмосфере. Ненадлежащий уход карается законом.

Как правило, могут выписать огромный штраф с исправительными работами, но в некоторых случаях может последовать даже лишение родительских прав.

Если родителей у ребенка нет, то все обязанности переходят к бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам или же опекунам. Кроме того, родители и опекуны должны не только заботиться о своих несовершеннолетних детях, но и защищать их права и интересы. К сожалению, в современном мире складывается несколько иная ситуация. Давайте посмотрим, что творится в мире на самом деле.

Вечная проблема

Жестокое обращение с детьми – это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. По сути, ее быть не должно.

Взрослые люди самостоятельно решают завести ребенка – это важный шаг. Следует понимать, что вся ответственность за воспитание и поступки малыша будет лежать на плечах родителей.

А в случаях невыполнения своих обязанностей может последовать лишение родительских прав.

Вроде бы, все хорошо – решили, что сможете со всем справиться. Но вот рождается ребенок. И тогда приходит осознание того, что не все так гладко, как кажется. У малыша есть свои потребности, но с самого рождения он не может их выразить словами.

Вместо этого он плачет. Отсюда приходит раздражение, которое потом перерастает в жестокое обращение родителей с детьми. Такое поведение ломает жизнь ребенку и растит из него ущербную личность. Тем не менее, стоит понимать, что же такое “жестокость с детьми”.

Она бывает нескольких видов.

Мораль

Жестокое обращение с детьми может быть моральным. Оно, как правило, не влечет за собой никаких внешних и видимых побоев. Родители не кричат на несовершеннолетнего, не бьют его. Тем не менее, уход осуществляется ненадлежащим образом.

Проявляется в отсутствии соответствующего возрасту жилья, одежды, еды, внимания, заботы, медицинских услуг и так далее. Например, в семье довольно часто выявляются “несчастные случаи”. Кроме того, сюда можно отнести запущенный кариес, отсутствие прививок, чесотку, “тормоза” в развитии речи, веса и роста.

Задержка психического развития и неряшливая одежда – это тоже сигнал к тому, что в семье может осуществляться жестокое обращение с детьми.

Выявление моральной жестокости – дело довольно трудное. Здесь необходимо тщательно присматриваться к детям и их поведению.

Можно отметить гиперактивность, инфантилизм, сосание пальцев, раскачивание на стуле, неразборчивое дружелюбие или наоборот, нежелание общаться, замкнутость, постоянный поиск внимания или попытки “показать себя”, жестокость к животным, принятие на себя роли взрослого человека.

Правда, моральное насилие выявляется крайне редко. Да и встречается оно тоже реже, чем любой другой вид ненадлежащего ухода за несовершеннолетними.

Физическое насилие

Жестокое обращение с детьми, как правило, в открытую выявляется именно с проявлением физического насилия. Такой вид довольно трудно скрыть, так как при медицинском осмотре выявляются травмы, синяки, ссадины и прочие внешние повреждения. Это – наиболее распространенное явление, которое способна загубить жизнь ребенку и буквально “вогнать его в гроб”.

Физическим насилием можно назвать любое нанесение физических побоев ребенку. Сюда можно отнести драки, удары, пощечины, шлепки, оплеухи. Это – самые “мягкие” проявления плохого отношения к подопечным. Как правило, на этом проблема жестокого обращения с детьми не заканчивается.

Иногда можно отметить у детей и тяжелые повреждения, вплоть до сотрясений и серьезных переломов. Очень часто родители пытаются “списать” это на несчастный случай. Тем не менее, если в семье подобные “случаи” происходят уже не в первый раз, стоит обратить внимание на поведение ребенка и семейку в целом.

Очень часто проявлением физического насилия является и сексуальное насилие. Оно может проявляться как к подросткам любого пола, так и к совсем маленьким детям. Как правило, выявление жестокого обращения с детьми в данном случае будет сильно затруднено.

Малыши будут бояться, а то и вовсе не понимать, что происходит, а подростки, как правило, этого стыдятся. О физическом и сексуальном насилии в отношении ребенка обычно знают оба родителя. Один – совершает, а другой просто молчит.

Так что придется изрядно поработать, чтобы докопаться до истины.

Эмоции и воспитание

Среди всех видов насилия второе место по жестокости занимает эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми в эмоциональном плане – это вечная проблема, которую невозможно решить, и предотвратить довольно трудно.

Дело в том, что всем с самого рождения приписывают те или иные стереотипы. Всем детям говорят, что родителей необходимо всегда слушаться и выполнять то, что они говорят. Да, действительно, слушать их нужно, только если при этом не происходит ущемление прав и интересов самого ребенка. В противном случае личность не сможет правильно развиться и вырасти здоровой.

Из-за этих самых стереотипов родители начинают чувствовать власть над своим ребенком. Тут и появляется эмоциональное насилие.

Оно проявляется в “заставлении” ребенка делать то, что он категорически не хочет, унижении, угроз в адрес несовершеннолетнего, выдвижение к ребенку завышенных требований, ограничение в общении, требования жить “по правилам родителей” и так далее.

Очень часто эмоциональное насилие проявляется в тот период, когда ребенок вступает в переходный возраст. Здесь он уже начинает четко понимать, где его интересы задеты, начиная отстаивать свои права (причем вполне законно и обоснованно), а родители “подминают” его под себя.

Если ребенок вовремя не дает отпор, то насилие будет продолжаться вечно. А в случаях, когда подросток сумеет постоять за себя, общество, в большинстве своем, начинает “гнобить” ребенка. Получается замкнутый круг, из которого можно выбраться только тогда, когда человек наберется силы воли, чтобы противостоять современному обществу.

Группа риска

Для того чтобы могла реализоваться защита детей от жестокого обращения, необходимо сначала выявить подобное поведение. Как уже говорилось, сделать это довольно трудно. Существует некая “группа риска”, к которой необходимо присматриваться.

Жестокому обращению могут быть подвержены дети, где хотя бы один из родителей употребляет алкоголь и вообще имеет вредные привычки. Не обязательно, чтобы он “напивался в стельку”. Может быть, даже выпив, человек остается вполне адекватным. Тем не менее, присматриваться к таким семьям необходимо.

Также жестокое обращение с детьми довольно часто появляется там, где хотя бы один из родителей (или близких родственников) подвержен постоянным депрессиям и перепадам настроения. Не стоит путать это с женскими гормональными сбоями. Здесь речь идет о более серьезных “скачках”.

Очень частный признак, по которому можно выявить жестокое обращение – это патриархальный уклад семьи и контролирующий стиль воспитания. Как раз-таки данный уклад – это и есть жестокость с детьми, так как подавлять волю своего ребенка – это непозволительно. Каждый на законных основаниях имеет право на свои интересы и их отстаивание. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Кроме того, следует обратить внимание и на те семьи, где дети родились инвалидами, с наследственными или генетическими заболеваниями, а также если известно, что малыши были нежеланными. Это тоже довольно часто становится следствием жестокости в адрес несовершеннолетнего.

Последствия у детей

Но каковы могут быть последствия жестокого обращения с детьми? К сожалению, исход подобных действий обычно заканчивается плачевно. Давайте посмотрим, что же может произойти с ребенком, если к нему применяется любое насилие.

Во-первых, у него будут наблюдаться отклонения в развитии и росте. Такие дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. Кроме того, малыши выглядят зашуганными и стараются не приближаться лишний раз к своим родителям.

Кроме того, дети, в отношении которых применялось насилие, стараются избегать общества. Они имеют огромное множество страхов, порой необоснованных. Прежде чем начинать с кем-то дружить, ребята “спрашивают разрешения” у родителей.

Постоянные истерики, плохое поведение, низкая самооценка, плохая успеваемость – все это тоже следствие неправильного поведения в семье. Следует обратить внимание на таких детей.

У деток постарше может проявляться также черта “нежелания” слушаться. Причем, независимо от того, кто диктует правила – учитель или родитель. С детской точки зрения это вполне нормально – если все равно попадет, то почему необходимо плясать под чью-то дудку? Так хоть не будет столь обидно.

Гиперактивность и постоянное требование внимания в свой адрес – это тоже следствие жестокого обращения. Следует отвести ребенка к специалисту, чтобы тот вовремя помог справиться с проблемами, иначе последуют ужасные итоги.

Когда немного повзрослел..

А вот у ребят в более сознательном возрасте, особенно в подростковый период, жестокое обращение накладывает уже видимый и вполне серьезный отпечаток, который будет преследовать их всю жизнь. Давайте посмотрим, что же может произойти.

Для начала многие ребята, которые позволяли родителям проявлять жестокость в свой адрес, не прекратят плясать под их дудку никогда. Ни в 15 лет, ни в 20, ни в 40. Таким образом, личность ребенка и взрослого человека будет сломана.

Далее, ребенок не будет чувствовать себя счастливым. А ведь счастье малыша – это то, что должен обеспечить любой хороший родитель. Никому не хочется проживать чужую жизнь.

Кроме того, в мире нередки случаи детского и подросткового суицида. Это тоже один из исходов жестокости в отношении ребенка. Детская психика – вещь неуравновешенная, ее легко сломать.

Если родители – самодуры

Довольно часто последствия жестокого обращения с детьми переходят из поколения в поколение. Дело в том, что, если у малыша с детства родители – самодуры, то в конечном итоге он и сам станет таким. Или же, наоборот, вырастет зашуганным.

Итак, что же делать, если ваши родители заставляют жить вас так, как хотят они? Для начала, придется набраться терпения и сил – вам придется много выслушивать в свой адрес от родни и окружающих.

После этого оторвитесь от родительского дома и зависимости от старшего поколения. Это относится к любому возрасту. После – отстаивайте свои интересы, старайтесь поменьше контактировать с “источниками” жестокости и насилия.

В конце концов, поймите, что вы на законных основаниях имете право на собственную жизнь.

Откуда родом

Но откуда у родителей могут проявляться нотки жестокости и несправедливого обращения в адрес своих детей? Довольно часто – это психологические проблемы. Среди них можно выявить ряд основных причин.

Для начала, как уже говорилось выше, причиной подобного поведения может стать семья, в которой уже применялось насилие. Ребенок, с которым обращались жестоко, с большей вероятностью станет таким же самодуром, чем “забьется в угол”.

Кроме того, нереализованные мечты родителей – это тоже одна из причин проявления жестокости. Если, к примеру, человек чего-то не добился в жизни, то он или пытается реализовать свои планы через детей, проживая свою жизнь заново, или “срывается” на своих потомках.

Скверный характер – очередной пункт, который можно отнести к причинам жестокости. Как правило, таким свойством обладают избалованные дети или, наоборот, те, в адрес которых проявлялась несправедливость.

К причинам жестокого обращения с детьми довольно часто относят вредные привычки. Воздействие алкоголя, наркотических и психотропных веществ очень сильно меняет поведение человека, делая его неконтролируемым.

Жажда власти и ощущение контроля – это еще одна причина, по которой родители могут заставлять ребенка плясать под их дудку, при этом применяя все “методы воспитания”, которые, как им кажется, подходят для воспитания. Таким образом, причины жестокого обращения с детьми заключаются во вседозволенности и безнаказанности родителей, а также распространенных стереотипах.

Заключение

Как видите, жестокость в отношении несовершеннолетних детей – это огромная проблема современного общества. Если вы подозреваете, что в отношении какого-то малыша может применяться насилие, присмотритесь к этой семье и сообщите о своих подозрениях в органы опеки и попечительства. Они обязательно должны будут принять меры по устранению жестокости в адрес ребенка.

Малышу потребуется моральная и психологическая поддержка. Ребят, в отношении которых применялось насилие, следует водить на сеансы психотерапии. Там специалисты обязательно помогут справиться с проблемами, пока они не переросли во что-то более серьезное и намертво не засели в голове ребенка.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zhestokoe-obrashhenie-s-detmi-statya-156-uk-rf.html

Люблю жить!
Добавить комментарий